Понятие и функции речи
Понятие и функции речи
ФГОУ ВПО
«Калининградский государственный технический университет»
Кафедра
социальных наук, педагогики и права
Контрольная
работа по дисциплине «психология и педагогика»
Тема № 16 Речь
(полное
название темы)
Выполнил (а) студент (ка) Езерская
Светлана Олеговна
учебной группы 09-ВЭУ-1 шифр 016
Контрольная работа
сдана 16.04.2010
Контрольную работу
Допущена к защите:
проверил Грищенко Н.А.
_______________________
(Ф.И.О. преподавателя)
(дата и подпись преподавателя)
Контрольная работа зачтена
__________________________
(дата и подпись преподавателя)
Калининград,
2010г.
План
Введение
1. Понятие речи и языка
2. Функции речи
3. Виды речевой деятельности и их особенности
4. Свойства речи
Заключение
Литература
Введение
Важнейшим достижением
человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так
и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой
деятельности. Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, включающая
слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся
предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние
присутствуют в различного рода формализованных языках.
Объективным свойством
словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является
значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном
случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того,
как он представлен в индивидуальном сознании.
В отличие от значения
слова личностный смысл — это отражение в индивидуальном сознании того места,
которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если
значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл —
это субъективное переживание его содержания.
1. Понятие
языка и речи
Речь и язык играют очень
важную роль в нашей жизни. Знание языка дает возможность человеку жить в
обществе, общаться с другими людьми, помогает разобраться в самом себе, своих
мыслях и чувствах.
Понятие языка. Язык
представляет собой систему знаков любой физической природы, служащей средством
осуществления человеческого общения, мышления, способом выражения самосознания
личности. В собственном смысле слова, язык слов – социально-психологическое
явление, позволяющее передавать от поколения к поколению и хранить всю ранее
накопленную людьми информацию. Поэтому язык человечеству необходим и
исторически обусловлен. Он представляет собой сложную систему кодов. Эти коды
сложились в процессе общественной истории, и обозначают предметы, качества,
признаки, свойства, действия или отношения, которые несут функцию кодирования и
передачи информации.
Язык, прежде всего,
средство общения. Это возможно лишь в том случае, если язык человека воспримет
знаковую форму, обладающую свойством указывать на окружающий мир. Кроме того,
знак необходим и в другом отношении. Общество людей невозможно без знаков. Для
того, чтобы мысль одного человека стала достоянием другого, она должна была при
помощи звуковых знаков (в первую очередь) облечена в чувственно воспринимаемую
форму. Значит, слова не являются отражением внешнего мира, потому что между
звуковым комплексом и каким-либо предметом окружающего мира первоначально
никакой связи нет. Она устанавливается человеком. Понятие в голове человека
возникает раньше звукового комплекса. Когда человек старается подобрать для
нового понятия звуковой комплекс, само понятие уже существует в его голове. Для
того чтобы создать язык, человек должен создать звуковой или знаковый комплекс
и соотнести его определенным образом с окружающим миром, т.е. установить так
называемую «знаковую соотнесенность».
Совокупность знаний о
предмете у разных людей может быть не одинакова (зависит от жизненного опыта,
рода занятий, наличия определенного образования), и, тем не менее, благодаря своей
основной функции слово выступает в роли своеобразного «возбудителя» общего
понимания. Однако язык беднее мышления: мышление непосредственно отражает мир
во всем богатстве и многообразии, у него нет никаких ограничений.
Понятие речи. Речь –
исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь – одно из
непосредственных естественных проявлений языка, она является звуко-словесным
общением. Речевое общение людей осуществляется по законам данного языка
(русского, белорусского, английского и т.п.), который представляет собой
систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и
правил общения.
Речь и язык составляют
сложное диалектическое единство. Речь осуществляется по правила языка, и вместе
с тем под действием определенных факторов (например, требований общественной
практики, развития науки, взаимных влияний языков и пр.) она изменяет и
совершенствует язык.
2. Функции речи
Речь имеет три функции:
сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний,
отношений, чувств).
Сигнификативная функция
отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано
представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения
основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений
воспринимающим и говорящим.
Функция обобщения связана
с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую
группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
Третья функция речи —
функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи
могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то
коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное
на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три
стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.
Информационная сторона
проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и
обобщения.
Выразительная сторона
речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения.
Волеизлиятельная сторона
направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.
3. Виды
речевой деятельности и их особенности
В психологии различают
два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную
(диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог – это непосредственное
общение двух или нескольких человек.
Диалогическая речь – это
речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая
реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).
Разновидностью
диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую
направленность.
Монологическая речь –
длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним
лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь
иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое
воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с
диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона.
Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно, прежде всего,
удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении.
Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное
построение предложений.
Монолог не терпит
неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию
речи.
Содержательная сторона
монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как
языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую
конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и
неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз,
расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в
устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
Письменная речь
представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем
устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает
отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет
никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих
слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Внутренняя речь – это
особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в
практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной
стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь
исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь
чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь
формируется на основе внешней.
Перевод внешней речи во
внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением)
структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней
(экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи,
построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и
грамматическими.
Информативность речи зависит,
прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к
сообщению.
Понятность речи зависит,
во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей
и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития,
кругом знаний и интересов слушателей – с другой.
Выразительность речи
предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения,
правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и
образного значения.
4.
Свойства речи
Различают
содержательность, понятность, выразительность и воздейственность речи, как
основные ее свойства.
Содержательность речи
определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их
значительностью и соответствием действительности. Речь может быть более или
менее содержательной в связи с обилием и характером тех мыслей, чувств и
желаний, которые в ней высказываются. Речь может быть названа содержательной,
если в ней обстоятельно излагается тот или другой вопрос, если выраженные в ней
мысли и чувства серьезны и глубоки. Наоборот, поверхностные, пустые,
ограниченные мысли и чувства делают речь малосодержательной.
Речь всегда имеет
определенное содержание, поскольку в ней раскрывается существо того, что мы
хотим передать другим людям или (как это бывает в случаях внутренней речи)
уточнить для самих себя.
Содержательность речи
зависит от правильного подбора и применения слов для выражения мыслей, чувств и
волевых стремлений. Большой и разнообразный запас слов у данного человека,
позволяющий ему адекватно выразить самые различные свои мысли и оттенки мыслей,
является необходимым условием содержательности его речи. Но одного запаса слов
для этого недостаточно; необходимо правильно подбирать и применять эти слова в
речи.
Речь человека будет
содержательной в той или иной степени в зависимости от того, насколько он
владеет специальной терминологией в данной конкретной области. В своей речи мы
часто описываем или объясняем определенные явления. Например, преподаватель
физической культуры часто прибегает к описанию физических упражнений; тренер по
тому или другому виду спорта часто вынужден объяснять отдельные сложные моменты
этих упражнений. Их речь при этом будет более полной и будет правильнее
выражать их мысли, если они владеют своим предметом, имеют большой запас
специальных терминов, в которых выражается детальное знание методики данного
вида спорта, а также умеют правильно выразить свои мысли в предложениях.
Понятность речи
обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой
по своему содержанию относится речь собеседника. Она требует от слушателя также
знания терминологии и специальных оборотов речи в данной области. Например,
человек с большим трудом будет понимать речь на математические темы, если у него
нет знания математических терминов и специальных выражений и оборотов речи,
применяемых в этой области.
Трудность понимания речи
во многих случаях связана с тем, что слова не всегда и не у всех людей имеют
одно и то же значение. Часто они многозначны, в силу чего правильно уловить то
их значение, которое имеется в виду в данном случае, можно только из контекста
речи, т.е. из ее общего содержания и из смысла целых предложений, а не
отдельных слов. Например, слово «корень» для обыкновенного человека выражает
понятие части дерева, для математика же — особое числовое значение.
Речь становится более
понятной, когда она строится по возможности из кратких предложений, когда в ней
не злоупотребляют слишком специальными терминами, когда ее грамматический строй
выделяет существо излагаемой мысли, что достигается синтаксически правильным
построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или
выделения слов с помощью логического ударения.
Например, предложение
«студенты института физической культуры одержали победу в лыжных соревнованиях»
может выражать разное содержание и пониматься по-разному, в зависимости от
того, на каком слове будет поставлено логическое ударение: в одном случае речь
будет идти о том, что именно студенты, а не кто другой, одержали победу, в
другом — что они одержали победу в лыжных, а не гимнастических соревнованиях, и
т. д.
Выразительность речи
связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может
быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.
Выразительность речи
обеспечивается, прежде всего, ее фонетическими средствами: ясностью и
отчетливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей
интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные
оттенки речи.
Одно и то же предложение
— «команда «Спартак» выиграла первенство по футболу» — при полном сохранении
его объективного содержания, т. е. того факта, который в нем передается, может
выражать совершенно различные эмоциональные отношения говорящего к этому факту:
в одном случае это может быть удовольствие и даже восторг, в другом — сожаление
и даже уныние. Все это находит свое выражение, прежде всего в интонации
говорящего.
Часто выразительность
речи обеспечивается ее грамматическими средствами, например применением слов в
ласкательной и уменьшительной форме, использованием в обращении местоимений
«ты» или «вы», употреблением слов переносного и образного значения, метафор,
сравнений, эпитетов и т. д.
Воздейственная сторона
речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их
убеждения и поведение. Очень часто речь имеет своей задачей не столько передать
другому лицу те или иные мысли и сведения, сколько вызвать его на определенные
поступки, повлиять на его взгляды и убеждения, создать у него определенное
отношение к тем или другим фактам и событиям.
Наибольшее значение
воздейственная сторона речи имеет в учебно-воспитательной работе, в
агитационной и пропагандистской работе, а также в командовании.
Воздейственность агитационной речи, прежде всего, состоит в ее идейном
содержании. Если содержание речи отражает интересы и потребности данной группы
людей, если оно помогает им правильно осознать сущность событий и их классовое
значение — такая речь способна укрепить убеждения человека, сделать их более
стойкими, целенаправленными, подвинуть человека на сознательные решения и
поступки.
Большое значение при этом
имеет также выражающаяся в речи искренность и убежденность самого говорящего,
заставляющая слушающих поверить его словам.
Часто воздейственность
речи определяется ее простотой, ясностью, внутренней логикой.
Воздейственное значение
речи бывает самым различным. С помощью речи мы можем поучать и наставлять
людей, давать им советы, предупреждать о последствиях их поведения,
предостерегать от одних поступков и приглашать следовать другим примерам;
давать инструкции; в речи могут быть выражены просьба, приказание, запрещение.
Все это осуществляется с помощью определенных лексических, грамматических и
фонетических языковых средств.
Поучение и наставление
придают речи свои особенности: она приобретает характер разъяснения, раскрытия
положительных и отрицательных сторон данного поступка, указания на его
последствия. Поучения и наставления всегда строятся на конкретных, живых
примерах, причем правильные, с точки зрения говорящего, поступки одобряются, а
ложные порицаются. В поучениях и наставлениях стремятся, прежде всего, вызвать
у наставляемого понимание поступка, а также соответствующее эмоциональное
отношение к нему. Интонация поучений имеет спокойный тон авторитетного и не
вызывающего сомнений рассуждения. В словах наставления в связи с этим звучит
полное убеждение в правильности и необходимости данного поступка.
Советы даются в тех
случаях, когда человек испытывает колебания и нерешительность или не знает, как
ему поступить. Содержание речи в этих случаях состоит в конкретном изложении
самого действия, в подчеркивании его важности ожидаемых положительных
результатов. Интонация совета есть интонация уверенности в возможности,
доступности, целесообразности или необходимости именно этого, а не
противоположного поступка.
Инструкции имеют воздейственное
значение, когда они выражены в кратких определенных положениях, не допускающих
различных толкований, когда вместе с тем они обоснованы и не вызывают сомнений
в целесообразности указываемых в них мероприятий.
Воздейственное значение
инструкции заключается главным образом в точном указании содержания,
последовательности и способов действия применительно к отдельным видам
практической деятельности, например при уходе, за снарядами и спортивными
сооружениями, при выполнении определенного трудного или опасного упражнения в
целях борьбы с травматизмом, при установлении режима тренировки и т. д.
Просьба по своему
назначению имеет целью добиться от собеседника удовлетворения определенных
интересов самого просящего. Как по содержанию, так и по своим фонетическим
средствам эта речь бывает крайне разнообразна. В ней отражается как существо
просьбы, так и (особенно) желание, чтобы собеседник удовлетворил эту просьбу.
Для просьбы характерно наличие дополнительных к ее содержанию слов, в которых
выражается побуждение к действию, например: «очень прошу вас», «пожалуйста»,
«будьте добры» и т. д. Эта речь богата различными интонациями, в которых
отражаются также и взаимоотношения говорящих: от очень просительного тона
интонация просьбы может доходить почти до прямого требования.
Приказание имеет целью
прямое и непосредственное воздействие на волю другого человека. По самому
своему характеру оно состоит в требовании выполнить данное действие.
Воздейственная сила приказания обусловлена, прежде всего, наличием
соответствующих отношений между людьми — отношений начальника и подчиненного.
По своей словесной форме приказание всегда кратко, оно выражает самую суть
требования, без каких-либо объяснений и обоснований, например: «Уберите
снаряды!» Часто при этом повелительное наклонение заменяется неопределенным,
что придает приказанию особую силу, например: «Убрать снаряды!» Интонация
приказания выражает энергию и волю приказывающего; сам тон, в котором оно
дается, не допускает возражений, что резко отличает приказание от просьбы,
которая дается, например, в такой форме и с соответствующей интонацией:
«Пожалуйста, уберите снаряды».
Команда по своему
характеру близка к приказанию. Она применяется на учебных и тренировочных
занятиях, например: «Смирно!», «Марш!», «На старт!», «Отставить!» и т. д. Речь
команды всегда очень лаконична и выражает только самое существенное и
необходимое в действии. Ее воздейственное значение обусловлено ясностью содержания
и четкостью произнесения. Интонация команды выражает энергию, уверенность,
бодрость; вместе с тем команда всегда дается в спокойном тоне, без излишней
аффектации.
Для правильного
выполнения команды важно, чтобы учащиеся заранее были ознакомлены с различными
по содержанию командами, которые применяются в учебном процессе, а также со
способами и характером их выполнения. Каждая команда, по сути дела, должна быть
точным сигналом к выполнению столь же точного действия.
Заключение
Завершая работу над рефератом
можно прийти к выводу, что язык и речь - это очень сложные явления. Понятия
"язык" и "речь" часто используются как синонимы. В то же
время необходимо их разграничивать. Упрощая, можно сказать, что язык - это
иерархически упорядоченная система особых знаков, а речь - это использование
языка людьми, то есть деятельность, которая выражается либо в устной, либо в
письменной форме, конкретным продуктом речевой деятельности является текст.
Язык и речь - явления
взаимосвязанные. Не может быть речи без языка, так как невозможно использовать
то, чего нет. Язык же живет и развивается благодаря тому, что существует живая
речевая деятельность на этом языке (в противном случае язык становится
мертвым).
Итак, язык - это
специфическая знаковая система, которую человек использует для общения с
другими людьми. Благодаря языку человек имеет универсальное средство накопления
и передачи информации, а без этого не было бы возможно развитие человеческого
общества. Речь - это использование средств языка в общении. Исходным моментом
речевых действий является речевая ситуация, когда у человека возникает
потребность или необходимость совершить, то или иное речевое действие. При этом
речевое общение происходит в каких-либо конкретных условиях: в том или ином
месте, с теми или иными участниками коммуникативного акта. В каждой речевой
ситуации реализуется та или иная функция языка для того, чтобы была достигнута
цель, ради которой совершается коммуникативный акт.
Литература
1. Ганеев Б.Т. Противоречия в языке и речи. - Уфа: Издательский
цех БГПУ, 2004. - 470 с.
2. Левонтина И.Б. Речь и язык в современном русском языке //
Язык о языке. Сб. статей / Под общ. рук. и ред. Н. Д. Арутюновой. - М.: Языки
русской культуры, 2000. - C. 271-289.
3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. – М.:
Владос, 2002.
4. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика для технических
вузов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2007.
5. «Практикум по психологии» под ред. А.И. Щербакова,
Просвещение, 2004г.
6. Психология и педагогика: метод. пособие/ под общ. ред.
Н.А. Грищенко.- Калининград, 2008.
|