Большая коллекция рефератов

No Image
No Image

Реклама

Счетчики

Опросы

Оцените наш сайт?

No Image

Публицистический стиль в русском языке

Публицистический стиль в русском языке

Оглавление


Введение. 2

История возникновения публицистического стиля. 3

Особенности публицистического стиля. 4

Специфические черты языка публицистики и особенности их функционирования в данном стиле. 5

Взаимосвязь публицистического стиля с другими стилями русского языка. 9

Заключение. 14

Список литературы.. 15


Введение


Проблема стиля, которую многие исследователи относят к числу центральных в лингвистической стилистике, решается ими по-разному. Предметами разногласий являются как количество функциональных стилей, так и выделение подстилей. Большинство исследователей сходятся на том, что функциональные стили не образуют замкнутых систем, что между ними существует широкое взаимодействие, что «разные функциональные стили речи находятся в живом соотношении и взаимодействии»[1], что часть признаков, характеризующих языковой подстиль, «своеобразно, по-своему, повторяется в других языковых стилях»[2].

Так сегодня большинство ученых, опираясь на функционально-стилистическую концепцию В.В. Виноградова[3], выделяют пять стилей русского языка: художественный, научный, официально-деловой, публицистический и разговорно-бытовой.

В данной работе будет рассматриваться публицистический стиль.


История возникновения публицистического стиля


Потребность в обмене информацией между людьми возникла ещё в глубокой древности. Но в больших государствах древности устные формы распространения сведений, актуальных сообщений были малоэффективны и потому всегда шел поиск лучших способов письменного информирования.

На Руси первыми письменными документами стали летописи. На рубеже XV-XVI веков творчеством дипломатов Ивана III утверждается светская публицистика. В выступлениях Максима Грека (XVI век) против невежества и корыстолюбия духовенства, в памфлетах Ивана Пересветова, критиковавшего произвол бояр и отстаивавшего идею централизованной власти, в переписке царя Ивана IV с князем Курбским наметились характерные черты публицистического стиля. Дальнейшее развитие он получил в XVIII веке, когда появилась первая печатная газета «Ведомости» (1703 год), был создан ряд журналов, во главе которых стояли баснописец Крылов, писатели Новиков, Сумароков, Фонвизин. Значительные элементы публицистического стиля содержит «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Оформился публицистический стиль в XIX веке, вместе с деятельностью Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова.[4]

В России при дворе царя существовал обычай переводить и переписывать новости из заграничных газет. В Посольском приказе известия о сражениях, взятии городов, появлении комет, приемов послов и т.п. в русском переводе заносились в длинные листы бумаги – “столбцы”, которые подклеивались один к другому (таким образом получались свитки в несколько саженей) и были доступны только ограниченному кругу читателей. Отсутствие газет, закрытость и недоступность других изданий с какой-либо информацией вели к созданию информационного вакуума, который заполнялся молвой, переносимой странниками, юродивыми, сказителями былин.[5]

Таким образом, публицистический стиль зародился раньше научного, но постепенно, во многом благодаря деятельности Петра I, научный стиль догнал публицистический в своем развитии.


Особенности публицистического стиля


Публицистический стиль (общественно-публицистический, политико-идеологический) выделяется исследователями как один из основных стилей русского литературного языка. Однако проблемы, связанные с описанием публицистического стиля, с определением его места в системе функциональных стилей русского языка, с установлением границ его использования, с анализом его основных функций и тех факторов, которые определяют специфику публицистического стиля, как в практическом, так и в теоретическом плане еще не решены окончательно, что связано, в первую очередь, с общими трудностями в решении вопросов функциональной стилистики.

В публицистическом стиле реализуются такие функции языка, как функция воздействия и функция сообщения (или коммуникативно-информативная), «поскольку формирование общественного мнения (а в этом и состоит основное назначение публицистики) предполагает опору на точные факты, на информирование членов общества о фактах и событиях»[6]

«Основная функция публицистического стиля – это идеологическое воздействие на широкие массы людей, формирование у них определенного мировоззрения, общественно-политического сознания с тем, чтобы убедить их в правильности и целесообразности тех или иных общественных идеалов или конкретных мероприятий, с тем, чтобы организовать их и побудить к определенным действиям»[7].

Публицистический стиль современного русского языка непрерывно развивается и совершенствуется. Между всеми стилями литературного языка происходит широкое и постоянное взаимодействие. Часто элементы одного стиля употребляются в другом. Взаимовлияние и взаимопроникновение стилей составляет отличительную особенность стилистической системы русского языка в настоящее время. Проникая в тот или другой функциональный стиль, элементы иного стиля постепенно теряют свою первичную стилистическую окраску и становятся нейтральными средствами выражения того стиля, в который они перешли. В некоторых случаях эти элементы прочно закрепляются в новом функциональном стиле и становятся нормой языкового выражения, присущей данному стилю.[8]

Изменения, происходящие в публицистическом стиле, связаны с активизацией стилистических процессов, которые были свойственны этому стилю в прошлом, а также с появлением и закреплением новых особенностей (в лексике, фразеологии, синтаксисе и т.п.), вносящих иногда существенные перемены в состав языковых средств данного стиля.


Специфические черты языка публицистики и особенности их функционирования в данном стиле


В публицистическом стиле М.Н. Кожина выделяет такие черты, как информационность, воздействие на читателей, экспрессивность, намеренная выразительность, открытая оценочность речи, призывность, простота и доступность, массовый характер, а также собирательность, как выражение «духа коллективизма», подчеркнутая документально-фактологическая точность, сдержанность, официальность и обобщенный характер изложения.

Первая черта – широкий круг тем - в наибольшей степени присуща публицистическому стилю, так как он отбирает актуальные темы из разнообразия жизненной информации. Например, в научно-популярном и общественно-политическом журнале «Свет. Природа и человек» мы встретим следующие рубрики: «Вести из институтов, лабораторий», «Космонавтика», «Земля – религия - семья», «Этнос», «Беру слово», «XXI век. Гостиная» и др. Газеты и журналы могут знакомить читателя с научными достижениями, но в отличие от собственно научной речи, газетно-научное произведение не дает ни полного доказательства, ни последовательного системного представления научного знания.

Информационность – главная черта публицистического стиля. Сама газета родилась как «листок новых сообщений» событийного и делового характера. Но даже при такой информационной насыщенности, на страницах газет и журналов должна быть лаконичная, краткая, простая и доступная речь. Например, информация в статье «Лекарство для… моря» достаточно сложна, но приводится множество примеров (слово «например» встречается в тексте на двух страницах десять раз), которые позволяют усвоить её. Для облегчения понимания авторы статей кроме книжной лексики используют разговорную, просторечную, а также лексику с пометой в словаре «бранное», «шутливое», «ласкательное» и др. Такая лексика присуща публицистическому стилю, в научном же она не приемлема. Например, в статье «…Понятие генетическое…»: «Только практики-собаководы не удивились, ибо давным-давно знали: если хотя бы раз породистая сука повяжется с непородистым кобелем-дворнягой и если в результате этого у нее от него щенят не будет, то в будущем от нее породистых кобелей ждать нечего. Сегодня это знает каждый собаковод», в статье «Кто оплатит Байкал»: «И автор строк поплелся боком, поглядывая на лежачую махину (на месте удавили бы сибиряки всякого за такое до всем известного года и на месте же бы зарыли, упрятали)»

Простота и доступность изложения проявляется также в относительной несложности синтаксических конструкций (проявляющейся даже при употреблении сложных предложений в прозрачности их структуры, легкой членимости и четкости выражения смысловых и грамматических связей), в использовании общеупотребительной лексики и комментировании привлекаемой терминологии.

Такая черта, как «нацеленность на новизну» присуща любой статье. Журналист не станет писать о событии, которое произошло много лет назад (если только в настоящее время не появилось неожиданное продолжение), его интересуют только актуальные вопросы сегодняшнего дня, представляющие интерес для общества. Этим объясняется и такая черта публицистического стиля, как сенсационность. В статье «Уроки чукчи» автор смело заявляет: «малые народы спасут цивилизацию». В научном стиле сенсации встречаются реже, потому что ученый должен сначала провести некое количество экспериментов и доказать коллегам, что его открытие может считаться сенсацией. В научно-публицистическом подстиле совмещаются эти черты. Например, в статье «Лекарство для… моря» говорится о создании устройств, которые устраняют геопатогенные зоны (в народе – «гиблые» места). Доказывается, что эти приборы легки в обращении и недороги, но их нельзя поставить на массовое производство, потому что ученые пока еще не могут объяснить как эти устройства работают.

В статье «Мир» можно было спасти!» автор приводит сенсационные доказательства того, что орбитальную космическую станцию можно было не затапливать.

В любой публицистической статье чувствуется «дух коллективизма». Журналист пишет от своего имени, но выражает позицию миллионов единомышленников. Своей статьей он хочет «достучаться» до каждого, воздействовать на читающего, побудить к действию, повлиять на формирование мнений. Ярким примером этого является статья «Кто оплатит Байкал». Автор настолько взволнован сегодняшним плачевным состоянием озера, что со страниц журнала призывает всех не рубить кедры вокруг озера, не сливать в него загрязненные отходы. Цель журналиста – убедить всех в своей правоте, отстоять свою точку зрения. А автор статьи «…Понятие генетическое…» убеждает читателя в том, что беспорядочные половые связи в молодости приводят впоследствии к рождению детей, чуждых и враждебных своим же родителям. В научном стиле автор не имеет права обвинять коллег в неправоте – это некорректно, можно лишь высказать свою точку зрения, сделать предположение. В этом проявляется такая черта научного стиля как некатегоричность.

Одна из текстовых категорий научного стиля – оценочность речи, публицистическому стилю также характерна. Эта черта проявляется особенно ярко в полемике с идеологическими противниками и в положительных оценках достижений нашей действительности. Оценочность выражается прежде всего в лексике: даже не подтекст, а сам текст вполне определенно выражает авторское (а точнее, коллективное, обобщенное) отношение к излагаемым фактам. Все это находит отражение в характере речи, в ее стиле[9]. Например, в статье «Кто оплатит Байкал»: «Но иная арифметическая версия ни в какую вольнодумную голову не взбредает».

В публицистическом стиле доля средств и способов достижения экспрессивности оказывается в целом весьма высокой по сравнению с другими функциональными стилями (конечно, кроме художественного и разговорно-бытового). В наше время, когда массовый читатель обладает высоким уровнем образования и культуры, сами средства и характер выразительности оказываются иными, чем несколько десятков лет назад. В том и состоит стилистическое мастерство пишущего, чтобы исходя из требований конкретной коммуникации, выбрать наилучшие в данном контексте языковые средства воздействия на читателя.[10] По мнению А.Н. Васильевой, газета находится в вечном поиске новых средств экспрессии, но повторяемость постоянно превращает их в стандарты.[11] М.Н. Кожина считает, что это происходит вследствие повторяемости тематики и ограниченного круга тем.[12]


Взаимосвязь публицистического стиля с другими стилями русского языка


Весьма активными в публицистическом стиле являются процессы усвоения им не только элементов стиля художественной литературы, усиливающих эмоциональную напряженность и силу воздействия на читателя, но и разнообразных средств разговорной речи, обладающих большой экспрессивной насыщенностью и элементов научного и официально-делового стилей, которые придают ему логичность, стройность, строгую научную мотивированность изложения.[13]

А.Н.Васильева, А.Н. Щукин и Б.А. Глухов выделяют также научно-публицистический подстиль. Некоторые лингвисты отмечают сближение научного стиля и публицистического. Д.Э.Розенталь, например, говорит: «На грани между научным стилем и публицистическим находятся некоторые газетные статьи. Тематика, точность словоупотребления, нормативность в организации языкового материала, опора на данные современной науки сближают такие статьи с научным произведением, трактовка же проблемы с точки зрения того, какое значение она имеет для общества, каковы социальные последствия реализации какой-либо научной идеи, каков психологический резонанс претворения в жизнь какого-либо научного достижения, - трактовка, выражаемая с привлечением общественно-политической лексики, сближает такие статьи с публицистическим стилем».[14]

М.Н. Кожина отмечает: «Обычно считается, что публицистический стиль находится как бы на пересечении научного и художественного. Использует средства обоих стилей. Одни (передовые, теоретические, постановочные, научно-популярные статьи, обозрения, рецензии, интервью и т.д.) тяготеют к аналитико-обобщенному изложению и к характеру речи и стиля, близкому к научному, но с непременным публицистическим, экспрессивно-воздействующим и ярко оценочным моментом, другие (очерки, зарисовки, памфлеты, фельетоны) близки по стилю к художественным, однако также насквозь публицистичны».[15]

М.П. Сенкевич утверждает: «Научный стиль неоднороден по своему составу. Различия между разными видами научной литературы обусловлены спецификой описываемых объектов. В научном стиле прежде всего можно выделить такие разновидности, как научно-техническая и научно-гуманитарная литература.

В научно-гуманитарной литературе, сфера и объект познания не природа и материальное производство, а общество и духовная деятельность человека, стилеобразующие качества собственно научного стиля, как уже отмечалось, менее строго выдержаны. Широкое проникновение эмоциональных элементов в ряде случаев приводит к сближению ее с публицистической речью».[16]

У Р.А. Будагова встречаем: «Научный стиль часто «дробят», выделяя научно-технический, научно-публицистический, научно-популярный и тому подобные стили».[17]

А.Н. Васильева считает: “Газета, журнал пропагандирует те научные знания, которые представляют широкий общественный интерес и имеют общественно полезную направленность. При выборе действуют также критерии мировоззренческой значимости и практической актуальности. Соответственно и публикуемые произведения в одних случаях больше ориентируются на мировоззренческий аспект раскрываемой научной проблемы, в других – на практическое использование открытия. Соответственно и речевое оформление таких произведений должно осуществляться не совсем одинаково.

Популяризация достижений науки сталкивается с двумя родами трудностей: содержательными (как, например, объяснить теорию множеств в логике человеку, не знающему высшей математики?) и языковыми (например, обилие специальной терминологии затрудняет восприятие).

На страницах газет и журналов не прекращает дискутироваться стилистическая проблема популяризации, в которой ученые и журналисты нередко выступают как «противные» стороны, что вполне естественно. Ученый-специалист часто не в состоянии ясно представить себе массового читателя-неспециалиста, он преувеличивает коммуникативные возможности своего адресата. Журналист же по характеру восприятия специально-научных знаний принципиально приближен к массовому читателю, но он часто увлекается ярким словом и при этом, не имея специальных глубоких знаний, может невольно допускать ошибки и субъективно смещать акценты в раскрытии научной проблемы.

Слово о научном достижении на страницах изданий сейчас уже в большинстве случаев предоставляется ученому. И естественно, что здесь преобладает научный стиль”. Например, взятые нами статьи из журнала «Свет»: статья «Понятие генетическое» написана кандидатом исторических наук, «Лекарство для…моря» - кандидатом биологических наук, «Осторожно, компьютер» - доктором биологических наук. А.Н. Васильева отмечает, что журналист при этом часто выступает в роли или творческого редактора, или соавтора, внося в произведение свои коррективы, направленные на обеспечение общественно актуального акцента в содержании и на обеспечение коммуникативности и экспрессии речевой формы. Иногда функции творческого редактора возлагает на себя ученый, обеспечивая тем самым научную доброкачественность произведения. Можно также сказать, что в этом содружестве ученый обеспечивает научную, а журналист популярную стороны содержания и формы. Сегодня заметна тенденция, при которой научный стиль является ведущим в речевом строе, а другие стилистические средства выступают в качестве хотя и существенных, но все же дополняющих компонентов. Это и имеется в виду, когда мы говорим о научно-публицистическом подстиле.

В содержательном плане, кроме основной, научно-проблемной линии, которая обычно абсолютно господствует в собственно научном произведении, в научно-публицистическом произведении гораздо большую активность приобретают следующие содержательные линии:

а) ознакомление читателя с данной наукой в целом;

б) доступное представление методики и технологии исследования;

в) мировоззренческое и политическое осмысление и оценка результатов исследования и исследовательских позиций;

г) оценочное представление творческого труда и личности ученого;

д) представление перспективы развития научной области и общественно значимых практических результатов исследования;

е) практический инструктаж.

Активность этих дополнительных содержательных линий находит соответствующее стилистическое выражение.

В коммуникативном плане, кроме ориентира на определенный уровень знания и интеллекта, который диктуется самим предметом и характером исследования и является господствующим в собственно научном произведении, активное стилистическое влияние оказывают:

а) ориентировка на не осведомленного в специальной области читателя;

б) ориентировка на постоянное поддержание авторского психологического контакта с отдельными представителями читательской массы в целях коммуникации и пропагандистского воздействия.


Заключение


Таким образом, в настоящей работе рассматривался публицистический стиль, являющийся одним из основных функциональных стилей русского языка.

В работе описана история возникновения публицистического стиля, а также его особенности и специфические черты. Кроме того, исследовалась связь между публицистическим стилем и другими стилями русского языка.

Значение публицистического стиля значительно увеличилось в последнее время с ростом количества и популярности периодических изданий.


Список литературы


1.                 Бельчиков Ю.А. Стилистика. -М., 1975.-153с.

2.                 Будагов Р.А. К вопросу о языковых стилях.- М., 1958.-376с.

3.                 Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи: курс лекций по стилист. рус. яз.: изд-во Русский язык.- М.,1982.-197с.

4.                 Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики. – Вопр. языкознания.-М., 1955.- №1.-164с.

5.                 Ворошилов В.В. Журналистика: Изд-во Михайлова В.А.-СПб.,2001.-446с.

6.                 Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1993.-223с.

7.                 Михайлов М.М. Стилистика русской речи.- Чебоксары, 1968.-198с.

8.                 Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.- 3-е изд. испр. и доп. –М.:Высш. шк., 1974.-352с.

9.                 Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научного произведения: [Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика»].- 2-е изд., испр. и доп. – М.:Высш. шк., 1984.-319с.

10.             Швец А.В. Публицистический стиль современного русского литературного языка: (О некот. особ. синтакс. строя соврем. газет. речи и тенденция ее развития).-Киев: Вища школа.Изд-во при Киев. ун-те, 1979.-127с.



[1] Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики. – Вопр. языкознания.- М.,1955.- №1.- С.82.

[2] Будагов Р.А. К вопросу о языковых стилях. -М., 1958.- С.67.

[3] Швец А.В. Публицистический стиль современного русского литературного языка: (О некот. особ. синтакс. строя соврем. газет. речи и тенденция ее развития).-Киев: Вища школа.Изд-во при Киев. ун-те, 1979.-С.21.

[4] Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.- 3-е изд. испр. и доп. –М.:Высш. шк., 1974. –C.41.

[5] Ворошилов В.В. Журналистика. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2001.-С.13.

[6] Бельчиков Ю.А. Стилистика. -М., 1975.- С.15.

[7] Михайлов М.М. Стилистика русской речи.- Чебоксары, 1968.- С.174.

[8] Швец А.В. Публицистический стиль современного русского литературного языка: (О некот. особ. синтакс. строя соврем. газет. речи и тенденция ее развития).-Киев: Вища школа.Изд-во при Киев. ун-те, 1979.-С.23.

[9] Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1993.-С.187.

[10]Там же.- С.185.

[11] Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи: курс лекций по стилист. рус. яз.-М.: изд-во Русский язык,1982.-С.23.

[12] Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1993.-С.186.

[13] Швец А.В. Публицистический стиль современного русского литературного языка: (О некот. особ. синтакс. строя соврем. газет. речи и тенденция ее развития).-Киев: Вища школа.Изд-во при Киев. ун-те, 1979.-С.24.

[14] Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.- 3-е изд. испр. и доп. –М.:Высш. шк., 1974. – С.43.

[15] Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1993.-С.188.

[16] Сенкевич М.П. Стилистика  научной речи и литературное редактирование научного произведения: [Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика»].- 2-е изд., испр. и доп. – М.:Высш. шк., 1984. –С. 77.

[17] Будагов Р.А. К вопросу о языковых стилях.- М., 1958.- С.220.



No Image
No Image No Image No Image


No Image
Все права защищены © 2010
No Image