Диалектика
Диалектика
1)Историческое
развитие диалектического понимания мира.
2)Законы
диалектики и категории.
1.Постоянно развивающаяся борьба старого и
нового,противоположного и противоречивого,возникающего и исчезающего приводит
мир к новым структурам.
Сама эта борьба объективно предпологает необходимость
диалектики-научной теории
развития,метода познания природы,общества и мышления.
Всё,что происходит в мире,а
именно:изменение,движение и развитие-подчиняется законам диалектики.Диалектика
как наука составляет душу марксизма,представляет собой стройную систему
экономических,социально-политических и философских взглядов и является
бесценным творением человеческого разума.
Чтобы понять диалектику,надо выяснить
некоторые исходные положения.Диалектика
как термин используется в смысле отражение всеобщих
законов движения и развития объективной действительности.
Диалектика как понятие употребляется в трёх
значениях:
1)Под дилектикой понимается совокупность объективных
диалектических закономерностей ,
процессов,действующих в мире независимо от сознания
человека.Это диалектика природы,
диалектика общества,диалектика мышления,взятая как
объективная сторона мыслительного процесса.Это объективная реальность.
2)Субъективная диалектика,диалектическое мышление.Она
представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.
3)Философское учение о диалектике или теория
диалектики.Выступает как отражение отражения.Называется учением о
диалектике,теорией диалектики.
Диалектика может быть материалистической и
идеалистической.Мы рассматриваем материалистическую
диалектику.Материалистическая диалектика представляется в виде целостной
системы,в которой каждый закон,каждая категория занимают строго определён-
ное место и находятся во взаимосвязи с другими законами
и категориями.Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание
всеобщих свойств и связей действительности ,всеобщих форм бытия,диалектических
закономерностей движения и развития.
Диалектика как категория имеет ряд
характеристик.Диалектика-наука о наиболее общих законах всякого движения.
Ныне в науке аксиоматично и бесспорно
положение о том,что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены
одним и тем же законам и поэтому в результатах противоречия м/у ними быть не
может.
Современное естествознание признает
наследственность приобретённых свойств и этим расширяет субъект
опыта,распространяя его с индивида на род.
Диалектика как теория развития.Гегель
установил,что истина представляется не в виде собранных готовых догматических
положений,истина заключается в самом процессе познания,в длительном
историческом развитии науки,поднимающейся с низших ступеней на всё более
высокие,но никогда не достигающей такой точки,от которой найдя абстрактную
истину,не должна созерцать сложа руки.
Все общественные порядки,сменяющие
друг друга в ходе истории,представляют собой лишь приходящие ступени
бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей.Каждая ступень
необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий,которым
она обязана своим происхождением.Для диалектической философии нет ничего раз и
навсегда установленного.
Диалектика как учение о единстве
противоположностей. "Диалектика-есть учение о том,как могут быть и
бывают тождественными противоположности,-при каких условиях они бывают
тождественны,превращаясь друг в друга-почему ум человека не должен брать эти
противоположности,-за мёртвое-застывшие,а за живое-условные,
подвижные,превращающиеся одна в другую."
Диалектика как метод познания.По
этому поводу К.Маркс писал:"Мой диалектический метод по своей основе не
только отличен от гегелевского,но является его прямой противоположностью.Для
Гегеля процесс мышления,который он превращает даже под именем идеи в
самостоятельный объект,есть демиург действительного.которое состовляет лишь его
внешнее появление.У меня же наоборот идеальное есть нечто иное,
как материальное,пересаженное в человеческую головуи
преобразованное в ней.
Гегелевская диалектика является
основной формой всякой диалектики,но
лишь,после освобождения её от её мистической формы,а
это-то как раз и отличает от неё
мой метод."
Идея как предмет философии впервые
был рассмотрен Платоном.Идея у Платона есть то изначальное целое,что при всём
многообразии отдельных вещей делает их такими,а не иными;есть
всеобщее,являющееся основой всех отдельных вещей.Быть сущностью вещей и общим
многим вещам,быть существенным в них как бы их прообразом-таково свойство идеи.
Критика Аристотеля идеи
Платона:-"идеи Платона как самостоятельные сущности,отделённые от
чувственно воспринимаемых вещей,не объесняют ни бытия идей,ни познания
вещей".
Идеи являются началом,объединяющим
разрозненные факты в единое целое,
в систему,они обеспечивают дальнейшеедвижение
познания,находят тенденцию вывода знания из тупикового или кризисного
состояния.
Идея рождается из действительности
в процессе предметно-практической деятельности,общения и рефлексии,изменяющих
эту действительность.
Идея,в отличие от материи,есть
конкретно-условное воспроизведение реальности в процессе её дальнейшего
развёртывания,проект будущего развития действительности.
1)Метафизика.Философское
учение о сверхчувственных принципах бытия.Она представляет собой философский
метод,рассматривающий явления в их неизменности,вне системы,в независимости
друг от друга,отрицающий внутренние противоречия как источник
их развития.
2)Догматизм-возникает на
основе метафизики.Он как метод предпологает метафизически
одностороннее,схематическое,окостеневшее мышление,оперирующее догмами.Слепая
вера в авторитеты,защита устаревших положений составляют суть догматизма.В
рабочем движении догматизм приводит к вульгаризации марксизма,
оппортунизму,политическому авантюризму.
3)Софистика-учение,основанное
на преднамеренном нарушении законов логики,путем приложения различных
уловок,выдумки,головоломки,мнимых доказательств.
Софистика добивается кажущейся
обоснованности субъективным путём,используя недостаточность логического и
семантического анализа.
4)Эклектика-как метод
предпологает механическое соединение разнородных, часто противоположных
принципов,взглядов,теорий,элементов.Например,материи и сознания,бытия и жизни.
Общим между категориями и законами
является то,что и те,и другие отражают всеобщие законы бытия,всеобщие стороны и
связи.Взаимопроникновение противоположно-
стей,взаимопереход количества и качества,повторение
пройденного на новой основе, отражаемые в основных законах диалектики,так же
универсальны,как отношение,причина и следствие,необходимое и случайное,форма и
содержание,выражаемые в соответствующих категориях.
Различие категорий и законов.
Различий категорий и законов возникайт на основе
предмета отражения.
1.а) Категория отражают общие
связи,отношения,свойства и стороны
объективной действительности;
б) Законы отражают только всеобщие связи и
отношения объективной
действительности,но не отражают свойства и стороны.
2. Категории и законы различаются по форме отражения.
а) Категории являются особым видом внимания;
б) Законы диалектики,как и другие,представляют
собой особый вид суждений.
Рассмотрим три закона диалектики:
--- Закон единства и борьба противоположностей,
--- закон взаимного перехода количественных и
качественных изменений,
--- закон отрицания отрицания.
Из этого нельзя сделать вывод о том ,что будто бы
законы этим и ограничеваются.
Законов целое множество,есть и не познаные.Но этим мы
здесь выделяем основные.
Испокон веков внимание разума привлекали как
противоречивостьхарактеризуют
диалектическую суть взаимодействия элементов
бытия,мировоззрения и методологии
познанания и действия.Противоречивость бытия
познается лучше тогда ,когда мы знаем
что такое противоречие.Противоречие представляет
собой определенный тип взаимо--
действия различных и противоположных сторон
,свойств,тенденций в составе той или
иной системы или между системами ,процесс
столкновения противоположных стремлений
и сил .
Абсолютно тождественных вещей не бывает: они
различны внутри себя и между собой.
Диалектическими противоположностями называются
одновременно взаимо исключающие
и взаимопредпологающие друг друга стороны,тенденции
того или иного целостного,
изменяющегося предмета (явления,процесса).
Формула "Единства и борьбы"
противоположностей выражает напряженное взаимодей--
ствие "полярных"свойств,изложений
движения,развития.
"Растение,животное,каждая клетка в каждое
мгновение в своей жизни тождественны с
собой и тем не мение отличаются от самих себя
благодаря усвоению и выделению ве--
ществ ,благодаря знанию,образованию и отмиранию
клеток,благодаря происходящему процессу циркулиции-словом,благодаря сумме
непрерывных молекулярных изменений
которые составляют жизнь и общие итоги которых
выступают воочию в виде жизненных
фаз:эмбриональная жизнь,юность,половая
зрелость,процесс размножения,старость,
смерть"
Используя закон единства и борьбы
противоположностей всеобщего вообще и любой
объект в частности можно расценивать их как
соединение двух гипотетических начал-му-
жского и женского.Мужчина и женщина отнюдь не
демонстрируют наличие сугубых проти-
вополдожностей,напротив,человек с любой точки
зрения-анотомической,психологической,
философской-есть подвижный результат двух
начал.Вспомните миф о Меркурии-две
Земли переплитаются в не поддающихся узорах,и только
тогда,когда Апполон бросает
золотой жезл,они образуют вокру него гормоническую
фигуру.
Любая ориентация,стремление опредиляет мужское в
мужчине,женское в женщине.
Движение слева направо,вверх,от центра к
переферии-мужское.
Справа влево,вниз,от переферии-женское.
Отсюда минимум два вывода:
1) любое "слева" уже подразумевает
"направо";
2) любое "вверх" имеет смысл, если
известен "низ".
Все направления легитимны тогда,когда имеется центр.
Противоречие-выражает внутренний источник всякого
развития,движения.Познание
внутреннего (сущностного) и внешнего (формального)
противоречия отличает диалектику
от метафизики."Диалектика есть изучение
противоречия в самой сущностей преметов"
"Диалектическое противоречие есть единство
взаимоисключающих (взаимно друг друга
обуславливающих),т.е.взаимодействующих
противоположностей"."Единство тождества
и различия-такова диалектическая форма
противоречия"
Противрположности характеризуются как
взаимообусловленные и взаимодействующие
стороны диалектического
противоречия.Противоположности,по словам Гегеля,"имеют
против себя" не просто иное,а "cвое
иное".Диалектика противоречия отражает двойственное
отношение внутри целого:1.Единство
противоположностей.2.Их борьбу.
Типы (виды) противоречий:
а) внутренние и внешние.Внутренние
противоречия-это противоречия между элиментами
структуры;а внешние -это противоречия различных
систем,явлений.Общество и природа,организм и среда.
б) Основные и неосновные,главные и неглавные.Пример:Взаимные
превращения нейтрона,протона,электрона,мезона в ядре атома представляют собой
процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий,но это не приведет
к изменению атома-полярность ядра,электронные оболочки остаются!
В материалистической диалектике отрицание
рассматривается как необхдимый момент развития,условие качественного изменения
вещей.
Отрицание означает превращение одного предмета в
другой при одновременным переходе первого на положение подчиненного и
преобразованого элемента в составе второго,что называется снятием.
Диалектическое отрицание включает в себя триединный
процесс:
1) деструкции
(разрушения,преодоления,изживания),прежнего;
2) кумуляции (накопление,суммирование)-(частичного
сохранения,препятственности,трансляции);
3) конструкции (формирования,создания нового).
Отрицание отрицания предпологает
цикличность,относительную повторяемость поступаемость.
Примеры диалектического отрицания в истории России:
1.Переход от языческой веры вк православной-Крещение
Руси-это поворот к Западу отрицанием Востока.
2. Татаро-монгольское иго-переход от феодального
Запада к азиатскому Востоку.
3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока
на Запад.
4. Револиция 1917 года-вектор времени снова
направляется с Запада на Восток.
5. Идет перестройка-признаки идеализации
Запада.Неужели опять,уже третий раз ориентировка на Запад?
Закон количественных и качественных изменений имеет
категории:
1. Качество-это совокупность свойств,указываемых на
то ,что представляет собой вещь,чем она является.
2. Количество-это совокупность
свойств,характеризующих величену вещи,ее размеры.
1. Качество-такая определенность предмета
(явления,процесса),которая характеризует его как данный предмет,обладающий
совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к класу однотипных с ним
предметов.
2. Количество-характеристика по степени развития
или интенсивности присущих им свойств,выражаемая в величинах и числах.
Каждая отдельная вещь обладает бессчисленным
количеством свойств,единство которых означает ее качество.
Мера-диалектическое единство качества и количества
или такой интервал количественных изменений,в пределах которого сохраняется
качественная определенность предмета.
Скачок-переход количественных изменений в
качественные или переход из одного количественного состояния в другое в
результате превращения меры.
Свойство-сторона предмета,обуславливающая его
различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с
ним.
Своиства бывают специфическими и общими;
-главными и неглавными,
-необходимыми и случайными,
-существенными и несущественными,
-внешними и внутренними,
-совместимыми и несовместимыми,
-отдельными и неотдельными,
-естественными и искуственными,
3. Категории диалектики разнообразны,сложны по своей
природе.Они выражают;
1. Универсальные связи бытия.-Единичное и
общее.Явление и сущность.
В мире все взаимносвязано.эта взаимосвязь имеет
универсальный характер и пронизывает все бытие.
Формы взаимосвязи могут иметь форму:связи единичногои
общего;части и целого; индивидуального и варируемого и т.д. Диалектика
позволяет познать сложные истины,противоречивые универсальные связи
бытия,используя категории.
Философские понятия,отражающие универсальные связи
бытия,образуют группу категорий диалектики.
Эти категории,как
правило,парные:отражают"полярные" стороны явлений,вещей,процессов.В
процессе познания категгорий,отражающих многообразие связей реальногомира,можно
выделить два категориальных ряда:
а) первый категориальный ряд выражает
"устройство" и "организованность" бытия.К этому ряду можно
отнести следующие парные категории диалектики:"единичное и
общее","многое-единное","сходство-различие","качество-количество","простое-сложное","часть-целое","конечное-бесконечное","форма-содержание"
и т.д.
б) Другой категориальный ряд выражает универсальные
связи детерминации.К ним
относятся:"явление-сущность","причина-следствие","случайность-необходимость","возможность-действительность"
и д.р.Первый ряд категорий можно назвать "горизонтальнами",а
"второй"-"вертикальным".
Даем смысловое разъяснение категорий:
1) Единичное и общее.Свойства и связи,присущие только
данному образованию,отсутствующие у других называются единичными.Единичное
характеризует отдельный предмет ,явление,вещь,отличающуюся по своим
пространственным,временным и другим свойствам от иных.Все то что неповторимо в
явлении присуще только ему,отсутствует у других явлений,можно назвать единичным
.Общее-то,что повторяется в других явлениях,что присущее не одному,а многим
явлениям.Общее-это объективно существующее сходство единичных предметов,их
однотипность,принадлежность к одной и той же группе.
Общее существует в отдельном,отдельное выражает
черты общего.Над единичным "властвует" общее,которое безжалостно
"заставляет" последовательно гибнуть единичное как переходящее во имя
сохранения общего как что-то устойчевое;единичное умирает,но род живет.
Всякое общение лишь приблизительно охватывает все
отдельные предметы,rоторые имеют единтичное наряду с повторяющимися
сввойствами-неповторимое.
2) Явление и сущность.Эти категории позволяют
осмыслить всеобщие связи бытия путем соотнесения поверхностных и глубинных
уровней действительности.
Внешние,наблюдаемые,означаемые,более
подвижные,изменчивые характеристики предмета называется явлением.Внутренние
,глубинные,скрытые,относительно устойчивые характеристики
предметов,определяющие их природу,называются сущностью.Эти явления выступают
комплексно,как совокупность.
Одни утверждают:форма проявления и сущность вещей
совпадают.Если это было бы верно,nогда наука была бы излишней.
Другие предпологают:явление и сущнось не имеют
общую связь.Если это считать верным,nо тогда невозможно познания сути вещей.По
Канту явление-это форма опытно постигаемого человеком бытия.
Платон:сущность тождественна идеи (эйдосу) ,она не
сводима к телесным,чувственновоспринемаемым формам бытия.Она есть некий
исходный образец для всего возникающего и пребывающего.
Аристотель: сущность-это вещи,наделенные особой
активностью форм как некоторый принцип,олицетворяющий косную материю,в
совокупности с которой и образуются все вещи.Заключение.
Сущность вещей материальна,представляет собой
совокупность свойственных ей необходимых сторон и связей,и существует она
независимо от человеческого сознания.Существуя реально,онаорганически связана с
явлением,раскрывает свое содержание только в нем,через него."Сущность-по
Ленину-является,явление-существенна".
Структурные связи.-Часть и целое;Форма и
содержание;
Элемент и структура.
Расположение вещей бывает:
а) либо стуктурное
б) либо хаотическое
Любая структура составляет целое,которое состоит из
частей.Целое,в известной степени,
рассматривается как результат сочитания частей того
или иного предмета,а части-как такие
"предметы",которые в своей совокупности
образуют новые,сложные предметы.
Такое утверждение
примитивно,прямолинейно.Целое может быть и сбором составляющих частей,где части
могут быть собраны спонтанно.Такое целое не представляет ценности.Целое должно
иметь целостность.Целостность имеет различные типы:
а) сруктурный тип целостности отражает
связи строения.
б) функциональный тип
целостности-принципы действия.
в) генетический тип целостности
характеризует развитие.
Целое представляет собой
предмет,включающий в себя,в качестве составных частей,другие,органически
связанные между собой предметы,и обладающие такими свойствами ,которые не
сводятся к свойствам составляющих его частей.
С категориями сущность и
явление,часть и целое тесно связаны категории-содержание и форма.Под
содержанием понимается категория материалистической диалектики,обозначающая
совокупностьвсех взаимодействий и обуславливаемых ими изменений,свойственных
явлению.Формой явления называется относительно устойчивая система связей
моментов содержания,его структура.Понятие "структура" обозначает
способ сочетания и взаимосвязи элементов целого.Понятие "элемент"
обозначает компоненты, составляющие какое-либо целое и находящиеся между собой
в определённой взаимосвязи
и взаимозависимости.
Понятие "часть"
представляет собой характеристику,"винтик","клеточку"
целого.
Связи детерминации.Детерминизм-это
учеие о всеобщей взаимообусловленнсти
объективных явлений.
В основе этого утверждения-универсальная связь всех
явлений.
Исходной категорией детерминизма
является понятие связи и взаимодействия.
Сущность детерминизма раскрывается
наиболее полно путём использования таких категорий,как
"причина","следствие","закономерность","сущность","явление","необходимость"
и "случайность","свобода","возможность","действительность".
Эти категории используются,как парные
категории.Характеристики их:
1.Причина и следствие.
а) Причиной называется взаимодействие
материальных образований или элементов,их составляющих,обуславливающее
соответствующие изменения.
б) Следствием называются изменения,
возникающие во взаимодействующих формах или материалы их образованиях в
результате их взаимодействия.
2.Необходимость и случайность.
а) Необходимостью называются свойства и
связи,обусловленные внутренними причинами вещи,явления,внутренней природой
элементов,составляющих материальное образование.
б) Случайностью называются свойства и
связи,имеющие причину своего существования в другом,обусловленные стечением
внешних объстоятельств.
Случайность и необходимость,возможность и
действительность.Что общего может быть между Наполеоном,который родился в
1760 г. и Гитлером,родившемся в 1889 г.-разница в возрасте 129 лет.Наполеон
пришёл к власти в 1804 г.,Гитлер в 1933 г.-разница-129 лет. Наполеон напал на
Россию в 1812 г.,а Гитлер в 1933 г.-опять разница -129 лет.Наполеон проиграл
войну в 1816 г.,а Гитлер в 1945 г.-разница 129 лет.
3.Возможность и действительность.
а) Возможностью называется тенденции
,предпосылки возникновения и развития,а действительностью называется то,что уже
появилось реально.
|