"Геpой нашего вpемени" М.Ю. Леpмонтова. Hpавственно психологический pоман
"Геpой нашего вpемени" М.Ю. Леpмонтова. Hpавственно психологический pоман
"Герой нашего времени"
М.Ю.Лермонтова
Нравственно-психологоческий
роман( его художественные особенности ).
"Герой
нашего времени" - первый в русской прозе лирико-психологический роман.
Лирический потому, что у автора и героя "одна душа, одни и те же
муки". Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не
события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое
богатство романа заключено прежде всего в образе "героя времени".
Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том,
что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое
глубже слов, идей.
Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны.
Лермонтов ведет читателя от поступков Печерина ( в первых трех повестях ) к их
мативам ( в 4 и 5 повестях ), тоесть от загадки к разгадке. При этом мы
понимаем, что тайной являются не поступки Печерина, а его внутренний мир,
психология.
Автор использует принцып хронологической инверсии ( отказ от последовательного
изображения ). Такая разочарованная позиция в точности соответствует
"разачарованной", противоречивой личности человека.
В первых трех повестях ("Бэла", "Максим Максимыч",
"Тамань") представленны лишь поступки героя. Лермонтов демонстрирует
примеры печеринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям, показанным
либо как жертвы его страстей ( Бэла ), либо как жертвы его холодного расчета (
бедные контабандисты ). Невольно напрашивается вывод, что психологическим
нервом Печерина является власть и эгаизм: "какое дело мне: странсвующему
офицеру, до радостей и бедствий человеческих ?"
Но не все так просто. Вовсе не так однотипен герой. Перед нами одновременно
совестливый, ранимый и глубоко страдающий человек. В "Княжне Мери"
звучит трезвый отчет Печерина. Он понимает скрытый механизм своей психологии:
"Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой
мыслит и судит его." А позже Григорий Александрович открыто формулирует
свое жизненное кредо: "Я смотрю на страдания к радости других только в
отношении к себе, как пищу, поддерживающую мои духовные силы..." На
основании этого правила Печерин развивает целую теорию счастья: "Быть для
кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого положительного
права,- не самая ли это сладкая пища нашей гордости ? А что такое счастье ?
Насыщенная гордость." Казалось бы, умный Печерин, знающий в чем состоит
счастье, и должен быть счастлив, ведь он постоянно и неутомимо пытается
насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет, а вместо него утомление и
скука... Почему же судьба героя так трагична ?
Ответом на этот вопрос является последняя повесть "Фаталист". Здесь
решаются уже проблемы нестолько психологические, сколько философские и
нравственные.
Повесть начинается с философского спора Печерина с Вуличем о предопределении
человеческой жизни. Вулич - сторонник фатализма. Печерин же задается вопросом:
"Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок
?" Этот спор прверяется тремя примерами, тремя смертельными схваиками с
судьбой. Во первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок окончившийся
неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьянымказаком;
в-третьих, отважный брасок Печерина на казака убийцу. Не отрицая саму идею
фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть
покорным судьбе. Таким поворотом философской темы автор избавил роман от
мрачного финала. Печерин, о смерти которого неожиданно сообщается в середине
повествования, в этой последней повести не только спасается от казалось бы верной
гибели, но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям. И вместо
траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над смертью:
"офицеры меня поздравляли - и точно было с чем ".
Герой относится к фатвлизму прредков двойственно: с одной стороны он
иронизирует над их наивной верой в светила небесные, с другой стороны, он
откровенно завидует их вере, так как понимает, что любая вера - благо. Но
отвергая прежнюю наивную веру, он сознает, что в его время 30-е годы нечем
заменить утраченные идеаллы. Несчастье Печерина в том, что он сомневается не
тоолько в необходимости добра вообще; для него не только не существует святынь,
он смеётся "над всем на свете"... А безверие порождает либо
бездействие, либо пустую деятельность, которые являются пыткой для умного и
энергичного человекаю
Показывая мужество своего героя Лермонтов одновременно утвердил необходимость
борьбы за свободу личности. Григорий Александрович очень дорожит своей
свободой: " Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз поставлю свою
жизнь на карту, но свободы своей не продам". Но такая свобода без
гуманистических идеалов связанна с тем, что Печерин постоянно пытается подавить
голос своего сердца: "я давно уже живу не сердцем, а головой".
Однако Печерин не самодовольный циник. Выполняя "роль палача или топора в
руках судьбы", он сам страдает от этого не меньше, чем его жертвы,весь
роман - это гимн мужественной, свободной от предрассудков личности и
одновременно реквием одаренному, а может быть гениальному человеку который не
смог "угадать своего высокого назначения".
Набито:
Диденко Александром.
27 марта
1996 г.
|