Командирование работников на автотранспорте нанимателя
Командирование работников на автотранспорте нанимателя
Командирование работников на
автотранспорте нанимателя
Направление в служебную командировку
При
направлении работников в служебную командировку на автомобильном транспорте
нанимателя необходимо оформить следующие документы:
- приказ
(распоряжение) нанимателя о направлении работника в служебную командировку,
который должен содержать: фамилию, имя, отчество командируемого работника, цель
и срок командировки, маршрут следования, а также номер и марку автомобиля.
Согласно п. 52 Положения о регулировании труда работников, направленных на
работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях
при служебных командировках за границу, утвержденного постановлением
Министерства труда Республики Беларусь от 14.04.2000 № 55 (далее - Положение
№ 55), при наличии приглашения от зарубежной фирмы к приказу прилагается
его оригинал, определяющий условия нахождения за границей;
- командировочное
удостоверение установленной формы (является обязательным при командировках в
пределах Республики Беларусь и желательным при командировках в страны СНГ);
- задание по
командировке, в котором указываются: цель командировки, время нахождения за
границей, план встреч и переговоров с представителями иностранных фирм и
организаций, а в случае заключения договора (контракта) - предмет договора
(контракта), условия поставки, форма и вид платежа. Задание подписывается
руководителем и командированным работником;
- путевой лист на
автомобиль, заполненный в соответствии с требованиями, установленными
постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.03.2000 № 31 «Об
утверждении бланков путевых листов и инструкций по их заполнению».
Ответственность за заполнение путевых листов и достоверность указанных в них
сведений несет руководитель юридического лица, чьим штампом и печатью они
заверены, а также лица, обеспечивающие эксплуатацию служебных автомобилей;
- доверенность на
представление интересов организации при подписании документов, заключении
договоров и т.п.
Кроме
того, при направлении в командировку за рубеж необходим паспорт (при
направлении в дальнее зарубежье - визы).
Возмещение расходов на командировки
Работникам,
отправляемым в командировку на автотранспорте нанимателя, возмещение суточных и
расходов по найму жилого помещения производится в общем порядке, подробно рассмотренном
нами ранее. При этом необходимо отметить, что в соответствии с п. 2
постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 30.01.2001 № 7 «Об
установлении норм оплаты командировочных расходов при служебных командировках
за границу» (далее - Постановление № 7) водителям, осуществляющим международные
автомобильные перевозки грузов, оплата расходов за проживание вне места
постоянного жительства (суточных) должна производиться в размере не менее 40%
от установленных этим документом норм. Если локальным нормативным актом,
утвержденным руководством организации, устанавливаются нормы возмещения
суточных указанной категории водителей в меньшем размере, то это является
ухудшением положения работников по сравнению с законодательством о труде.
Напомним, что согласно ст. 7 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее
- ТК) локальные нормативные акты, содержащие условия, ухудшающие положение
работников по сравнению с законодательством о труде, являются
недействительными.
Подтверждением
для выплаты иностранной валюты при командировках в страны, при пересечении
границы которых отметка в паспорте не делается, являются путевой лист с
отметками о въездах (выездах) в организации, командировочное удостоверение
(если организация, в которую работник командируется, согласна
«засвидетельствовать» его приезд и отъезд), а также сопроводительные документы
на перевозимый груз. Согласно разъяснениям, полученным в Министерстве труда и
социальной защиты Республики Беларусь, к числу таких документов могут
относиться товарно-транспортные накладные, квитанции об оплате за проезд по
платным дорогам и др. Если из сопроводительных документов время пересечения
границы узнать не удается, то на основании указанных отметок оно может быть
определено расчетным путем с учетом маршрута и графика движения автотранспорта.
При этом пересечение границы определяется по местному времени Республики
Беларусь.
Кроме
того, в соответствии с п. 53.6 Положения № 55 работникам, командированным на
автотранспорте нанимателя, выдаются авансы в иностранной валюте на следующие
расходы по:
- приобретению
горюче-смазочных материалов;
- плате за
стоянку;
- оплате
дорожных, таможенных сборов за границей;
- страхованию
автотранспорта и гражданской ответственности перевозчика;
- вынужденному
мелкому ремонту.
Если
расходы водителя, связанные с командировкой, превысили сумму аванса, выданного
ему в валюте, то возмещение произведенных им расходов производится в той
валюте, в которой выдан аванс. При отсутствии данного вида валюты наниматель
может произвести возмещение расходов как в другой иностранной валюте, так и
белорусскими рублями по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату
составления авансового отчета.
При
выполнении международных перевозок также возмещаются расходы:
- по оплате
разрешений на проезд по территории иностранных государств;
- по
ветеринарному и фитосанитарному контролю;
- по мойке
транспортных средств;
- по услугам по
приграничной обработке транспортных средств; конвоированию грузов, находящихся
под таможенным надзором;
- по
экологическим налогам и сборам;
- по факсимильной
связи;
- по эвакуации
транспортных средств в случаях аварий и технических неисправностей, а также
других расходов, связанных с выполнением международных автомобильных перевозок.
Все
вышеуказанные расходы возмещаются в размере фактически произведенных сумм
расходов на основании подтверждающих документов, представленных в оригинале, и
относятся на затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг) в
порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Автотранспорт,
на котором работник направляется в заграничную командировку, совсем не
обязательно должен принадлежать организации на праве собственности. Он может
быть и арендованным. Кроме того, согласно гл. 36 Гражданского кодекса Республики
Беларусь автотранспортное средство может быть предоставлено организации во
временное безвозмездное пользование, а ст. 106 ТК предусматривает возможность
использования работниками принадлежащих им на праве собственности
автотранспортных средств для нужд нанимателя.
Каждый
из перечисленных случаев использования автомобиля имеет свои особенности
налогообложения и бухгалтерского учета, но в любом из них действует общее
правило, установленное п. 6.1 Инструкции о порядке и размерах возмещения
расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь,
утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от
12.04.2000 № 35: командированному работнику возмещаются расходы по проезду к
месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы в размере
стоимости представленных подлинных проездных документов. Аналогичные требования
введены и п. 53.1 Положения № 55: командированному работнику возмещаются
расходы по проезду до места командирования и обратно при обязательном представлении
подтверждающих документов в оригинале (счета, квитанции, проездные билеты).
Следовательно,
расходы по приобретению горюче-смазочных материалов, использованных при поездке
в командировку как за границу, так и в пределах Республики Беларусь на автомобиле,
используемом для служебных поездок, подлежат возмещению при представлении
подтверждающих документов в оригинале.
Использование личного автотранспорта работника для
командировки
Что
касается использования личного автотранспорта работника для нужд нанимателя,
то, вообще говоря, по такому договору может использоваться как легковой, так и
грузовой автомобиль. Однако осуществлять перевозки на грузовом автомобиле
работника нанимателю все же не стоит. Поясним сказанное.
Согласно
п. 13 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики
Беларусь от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного
движения», водители механических транспортных средств, принадлежащих
юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, транспортная деятельность
которых подлежит лицензированию, обязаны, кроме прочих документов, иметь при
себе и предъявлять работникам ГАИ и Транспортной инспекции Министерства
транспорта и коммуникаций Республики Беларусь лицензионную карточку на
транспортное средство и транспортные документы.
В
соответствии с Инструкцией о порядке выдачи и использования лицензионных
карточек на транспортные средства, утвержденной постановлением Министерства
транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 30.10.2003 № 50, для
получения лицензионной карточки на автотранспортное средство (в случае, когда
это транспортное средство не находится в собственности лицензиата) необходимо
представить в Транспортную инспекцию Министерства транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь заверенные в установленном порядке копии документов,
подтверждающих право владения или пользования ими.
Поскольку
договор об использовании личного автомобиля в целях нанимателя не предполагает
права владения данным автомобилем юридическим лицом или пользования им (в гражданско-правовом
смысле), то и получение лицензионной карточки в этом случае является
невозможным. Следовательно, для осуществления грузоперевозок (лицензируемой
деятельности) организации следует заключить с работником договор аренды
транспортного средства.
С
учетом сказанного в дальнейшем мы будем говорить только об использовании
личного легкового транспорта работника для нужд нанимателя.
Как
было указано выше, работнику, направляемому в служебную командировку на
автомобиле, расходы по приобретению горюче-смазочных материалов возмещаются в
полном объеме в размере стоимости, указанной в представленных подлинных
документах. Но означает ли это правомерность их отнесения на себестоимость в
том же размере?
Согласно
разъяснению Министерства экономики Республики Беларусь от 05.09.2001 №
13-13/4898 и Министерства финансов Республики Беларусь от 05.09.2001 № 15-9/700
«О порядке включения в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат по
специальным и служебным легковым автомобилям» (далее - Разъяснение) к расходам
на содержание служебного легкового автотранспорта, кроме специального, в
соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
03.05.1999 № 638 (далее - Постановление № 638) относятся:
- стоимость
горюче-смазочных материалов;
- расходы на
проведение всех видов ремонта;
- расходы на
проведение технического осмотра и технического обслуживания транспортного
средства.
В п.
1 Разъяснения сказано, что Постановлением № 638 установлена обоснованность
включения юридическими лицами и их обособленными подразделениями в
себестоимость продукции (работ, услуг) расходов на содержание только одной
единицы служебного, кроме специального, или используемого для служебных поездок
личного легкового автотранспорта в пределах установленных норм. Расходы же на
содержание служебного, кроме специального, легкового автотранспорта и на
использование для служебных поездок личного легкового автотранспорта сверх
установленного количества и норм согласно Разъяснению осуществляются за счет
прибыли, остающейся в распоряжении юридических лиц и их обособленных
подразделений.
Следует
отметить, что данная норма Разъяснения устарела и уже не соответствует
действующему законодательству.
Во-первых,
внесены изменения в само Постановление № 638. Согласно его положениям
юридические лица и их обособленные подразделения включают в затраты по
производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при
ценообразовании и налогообложении (а не в себестоимость, как раньше),
расходы на содержание только одной единицы служебного, кроме специального, или
используемого для служебных поездок личного легкового автотранспорта в пределах
установленных норм. Во-вторых, такой категории, как «прибыль, остающаяся в
распоряжении предприятия», в действующем законодательстве больше не существует.
Следовательно,
об ограничениях, связанных с отнесением расходов на содержание только одной
единицы служебного, кроме специального, или используемого для служебных поездок
личного легкового автотранспорта, можно говорить только при определении налогооблагаемой
прибыли и ценообразовании, а для целей бухгалтерского учета расходы по
приобретению горюче-смазочных материалов, использованных при служебной
командировке на легковом автомобиле, относятся на себестоимость в полном объеме
в размере стоимости, указанной в представленных документах. Разумеется, если
при этом не нарушены линейные нормы расхода топлива и нормы расхода смазочных
материалов, установленные Министерством транспорта и коммуникаций Республики
Беларусь для конкретного автомобиля. Для определения точных норм расхода
топлива на автомобили, коэффициентов корректирования линейных норм расхода
топлива в зависимости от условий их эксплуатации, а также норм расхода
смазочных материалов организациям следует руководствоваться Инструкцией о порядке
применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин,
механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта
и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 и вступившей в силу с 1
марта 2009 г.
Пример расчета командировочных расходов
Приказом
по организации, расположенной в Минске, заместитель директора был направлен в
служебную командировку в Варшаву (Польша) сроком на 10 дней (с 6 по 15 апреля
2009 г.) на служебном легковом автомобиле, принадлежащем организации, для
заключения договоров, связанных с ее хозяйственной деятельностью, и изучения
возможностей по продвижению отечественных товаров на польском рынке. Ему было
определено задание по командировке, выданы необходимые доверенности и денежный аванс.
Автомобиль является единственным служебным автомобилем организации.
Курс
доллара США на дату выдачи денежного аванса и на дату сдачи авансового отчета
составил 2 800 руб. за 1 долл. США.
Денежный
аванс работнику был выдан из следующего расчета:
- денежные
средства для приобретения горюче-смазочных материалов в размере 360 000 руб.;
- 9 дней
проживания в гостинице (одноместный номер) стоимостью 100 долл. США за день,
всего - 2 520 000 руб. (100 х 2 800 х 9 дней);
- суточные за 1
день по нормам, установленным постановлением Министерства финансов Республики
Беларусь от 21.12.2007 № 197 «Об установлении размеров возмещения расходов при
служебных командировках» (далее - Постановление № 197) для Республики
Беларусь, в размере 15 000 руб.;
- суточные за 9
дней по нормам, установленным Постановлением № 7 для Польши, в размере 35 долл.
США за день, всего - 882 000 руб. (35 х 2 800 х 9 дней).
Общая
сумма аванса составляет 3 777 000 руб. (360 000 + 2 520 000 + 15 000 +
+ 882 000).
По
возвращении из командировки 16 апреля 2009 г. (трехдневный срок сдачи
авансового отчета об израсходованных в служебной командировке денежных суммах
не был нарушен) работник представил отчет о выполнении задания по служебной
командировке и авансовый отчет о командировочных расходах с приложением
следующих документов:
- паспорт с
отметками о пересечении границы Республики Беларусь 6 и 15 апреля 2009 г.
и путевые листы на автомобиль, заполненные в соответствии с требованиями,
установленными законодательством Республики Беларусь;
- счет за
проживание в гостинице в Варшаве в течение 9 дней, с 7 по 15 апреля 2009 г.,
стоимость проживания - 180 долл. США за сутки, всего - 1 620 долл.
США (согласно Постановлению № 7 предельная норма расходов по найму жилого
помещения в Польше равна 150 долл. США в день);
- чеки на
приобретение топлива на территории Республики Беларусь, в которых выделена
ставка НДС (18%) на общую сумму 354 000 руб. (в том числе НДС - 54 000
руб.);
- чеки и
квитанции на уплату экологического налога (сбора), дорожных сборов за границей,
за стоянку, мойку автомобиля, телефонные переговоры с нанимателем, шиномонтаж и
т.д., всего на сумму 300 долл. США.
С
учетом времени пересечения границы Республики Беларусь суточные с 6 по 14
апреля 2009 г. следует рассчитывать в иностранной валюте (доллары США) по
нормам, установленным Постановлением № 7 для Польши, а за 15 апреля
2009 г. - в белорусских рублях по нормам, установленным
Постановлением № 197 для командировок в пределах Беларуси (15 000 руб.).
Предположим,
что экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от
передвижных источников выбросов, исчисленный исходя из фактического расхода
топлива при передвижении автомобиля по территории Республики Беларусь, равен 10
000 руб., а расходы на горюче-смазочные материалы, подтвержденные
представленными документами, не превышают линейных норм расхода топлива,
установленные Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь для
марки автомобиля, принадлежащего организации.
Расходы,
возмещаемые по представленному работником авансовому отчету, составили:
- оплата за
горюче-смазочные материалы согласно представленным подтверждающим документам в
размере 354 000 руб. (в том числе НДС - 54 000 руб.);
- суточные за
пределами Республики Беларусь за 9 дней (с 6 по 14 апреля 2009 г.) в
соответствии с Постановлением № 7 - 882 000 руб. (35 х 2 800 х 9 дней);
- суточные в
пределах Республики Беларусь за 1 день (15 апреля 2009 г.) в соответствии с
Постановлением № 197 - 15 000 руб.;
- расходы по
найму жилого помещения за пределами Республики Беларусь в соответствии с
представленным счетом (по решению руководителя организации возмещаются в полном
размере) - 4 536 000 руб. (1 620 х 2 800);
- расходы по
уплате экологического налога (сбора), дорожных сборов за границей, за стоянку,
мойку автомобиля, телефонные переговоры с нанимателем, шиномонтаж и т.д.
согласно представленным подтверждающим документам в размере 840 000 руб. (300 х
2 800).
Общая
сумма возмещаемых работнику расходов по рассматриваемой служебной командировке
составляет 6 627 000 руб. (354 000 + 882 000 + 15 000 + 4 536 000 + 840
000).
В
бухгалтерском учете организации указанные хозяйственные операции отражаются
следующим образом:
ДЕБЕТ
71 КРЕДИТ 50
- 3
777 000 руб. - выдан аванс на служебную командировку;
ДЕБЕТ
20, 25, 26, 44 КРЕДИТ 71
- 897
000 руб. (15 000 + 35 х 2 800 х 9 дней) - включены в себестоимость суточные в
пределах норм, установленных законодательством Республики Беларусь;
ДЕБЕТ
20, 25, 26, 44 КРЕДИТ 71
- 840
000 руб. - включены в себестоимость расходы на уплату экологического налога
(сбора), дорожных сборов за границей, за стоянку, мойку автомобиля, телефонные
переговоры с нанимателем, шиномонтаж и т.д. согласно представленным
подтверждающим документам;
ДЕБЕТ
20, 25, 26, 44 КРЕДИТ 71
- 3 780
000 руб. (150 ? 2 800 х 9 дней) - включена в себестоимость часть расходов по
найму жилого помещения в пределах норм, установленных законодательством
Республики Беларусь;
ДЕБЕТ
92-2 «Внереализационные расходы» КРЕДИТ 71
- 756
000 руб. (4 536 000 – 3 780 000) - отнесена на внереализационные расходы часть
расходов по найму жилого помещения сверх норм, установленных законодательством
Республики Беларусь;
ДЕБЕТ
20, 25, 26, 44 КРЕДИТ 71
- 300
000 руб. (354 000 – 54 000) - включены в себестоимость расходы на горюче-смазочные
материалы в пределах норм, установленных законодательством Республики Беларусь
(без НДС);
ДЕБЕТ
18-31 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным
ценностям, работам,
услугам,
подлежащий уплате»
КРЕДИТ
71
- 54
000 руб. - отражена сумма НДС по автомобильному топливу, подтвержденная
представленными документами;
ДЕБЕТ
18-32 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным
ценностям, работам,
услугам,
уплаченный»
КРЕДИТ
18-31 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным
ценностям,
работам,
услугам, подлежащий уплате»
- 54
000 руб. - отражен уплаченный НДС;
ДЕБЕТ
68-2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ,
услуг»
КРЕДИТ
18-32 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным
ценностям,
работам,
услугам, уплаченный»
- 54
000 руб. - принят к вычету НДС по горюче-смазочным материалам;
ДЕБЕТ
71 КРЕДИТ 50
- 2
850 000 руб. (6 627 000 – 3 777 000) - выдана работнику сумма превышения затрат
по служебной командировке над суммой полученного аванса;
ДЕБЕТ
20, 25, 26, 44 КРЕДИТ 68
- 10
000 руб. - начислен экологический налог, рассчитанный исходя из фактического
расхода топлива при передвижении автомобиля по территории Республики Беларусь.
Расходы на «Зеленую карту» при служебных
командировках
Вопросы,
связанные с бухгалтерским и налоговым учетом платежей по страхованию
гражданской ответственности владельцев транспортных средств при поездках за
границу (в частности, при страховании по системе «Зеленая карта»), возникают у
бухгалтеров постоянно. Дело в том, что отдельные специалисты дают разъяснения,
согласно которым расходы на данный вид страхования не включаются в состав
затрат в целях исчисления налога на прибыль, потому что он якобы не является
обязательным.
Новый
всплеск споров по данной проблеме вызвало вступление России в международную
систему «Зеленая карта» с 1 января 2009 г. Поскольку значительная часть
служебных командировок на автомобиле приходится именно на Российскую Федерацию
(или осуществляется с проездом по ее территории), решение этого вопроса
затрагивает интересы большого числа субъектов хозяйствования.
Для
того чтобы разобраться с отнесением на затраты расходов на «Зеленую карту»,
необходимо учитывать не только законодательство нашей страны, но и правовые
акты, действующие в России.
Дело
в том, что в соответствии с п. 3.21 Основных положений по составу затрат,
включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных
постановлением Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства
труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.10.2008 № 210/161/151
(далее - Основные положения по составу затрат), в себестоимость продукции
(работ, услуг) включаются страховые взносы по видам обязательного страхования;
страховые взносы по перечню видов добровольного страхования и в размерах,
определяемых Президентом Республики Беларусь; страховые взносы по договорам
страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств при
направлении работников в служебную командировку за пределы Республики Беларусь
в случаях, когда в соответствии с законодательством страны пребывания
командированного работника указанный вид страхования является обязательным.
Аналогичная
норма содержится и в п. 4-2.43 ст. 3 Закона Республики Беларусь «О налогах на
доходы и прибыль», согласно которой страховые взносы по видам обязательного
страхования, а также по перечню видов добровольного страхования и порядку,
определяемым Президентом Республики Беларусь, включаются в затраты по производству
и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при
налогообложении, в составе прочих затрат.
Таким
образом, осталось выяснить, является ли применение международной системы
страхования «Зеленая карта» обязательным в соответствии с законодательством
России.
Статьей
3 Федерального закона Российской Федерации от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об
обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных
средств» (далее - Закон № 40-ФЗ) установлена недопустимость использования на
территории России транспортных средств, владельцы которых не исполнили
установленную данным законодательным актом обязанность по страхованию своей
гражданской ответственности. Кроме того, п. 2 ст. 10 Закона № 40-ФЗ определено,
что владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных
государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, должны
заключать договоры обязательного страхования (после вступления России в
международную систему «Зеленая карта» здесь имеется в виду именно этот вид
страхования) на весь срок временного использования таких транспортных средств,
но не менее чем на 5 дней.
Следовательно,
на территории Российской Федерации страхование по системе «Зеленая карта»
является обязательным для владельцев транспортных средств, зарегистрированных в
иностранных государствах и временно используемых на территории России, а
значит, расходы на данный вид страхования включаются в себестоимость продукции
(работ, услуг) на основании п. 3.21 Основных положений по составу затрат.
Что касается
учета расходов на данный вид страхования при исчислении налога на прибыль, то в
Положении о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденном Указом
Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности»
(далее - Положение № 530), этот вид страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств также назван обязательным. В частности, п. 123
Положения № 530 определено, что договор страхования «Зеленая карта» должен
заключаться с владельцем по транспортному средству, зарегистрированному в
Республике Беларусь и выезжающему за ее пределы для использования в дорожном
движении государства - члена системы «Зеленая карта». Отметим, что кроме
Республики Беларусь, присоединившейся к системе «Зеленая карта» еще в 2003
году, и России, членами являются все страны ЕС.
Документом
установленного образца, удостоверяющим заключение договора страхования «Зеленая
карта», является страховой сертификат. Согласно п. 143 Положения № 530 при
выезде в страны - члены системы «Зеленая карта» транспортного средства,
зарегистрированного в Республике Беларусь, водитель обязан предъявить на
границе должностному лицу органа пограничной службы или Министерства транспорта
и коммуникаций страховой сертификат, выданный белорусским страховщиком и
действительный в этих странах.
Особое
внимание необходимо обратить на тот факт, что Положение № 530 требует
предъявления на границе страхового сертификата, выданного именно белорусским
страховщиком, а не каким-нибудь иным. Отсюда следует простой вывод: для
гарантированного включения расходов на страхование гражданской ответственности
владельцев транспортных средств по системе «Зеленая карта» необходимо заключать
договор такого страхования со страховщиками - резидентами Республики Беларусь.
В противном случае отнесение и включение таких расходов в затраты при
исчислении налога на прибыль могут быть оспорены налоговыми органами со всеми
вытекающими из этого неприятными последствиями.
В
завершение отметим, что в бухгалтерском учете расходы на страхование гражданской
ответственности владельцев транспортных средств по системе «Зеленая карта»
отражаются следующими записями:
ДЕБЕТ
20, 23, 25, 26, 44 и др. КРЕДИТ 76
-
страховой сертификат «Зеленая карта» для выезда в страны, входящие в систему
«Зеленая карта», выдан белорусским страховщиком;
ДЕБЕТ
92-2 «Внереализационные расходы» (84) КРЕДИТ 76
-
страховой сертификат «Зеленая карта» для выезда в страны, входящие в систему
«Зеленая карта», выдан иностранным страховщиком.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г. 2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 19 ноября 1998г.: с комментариями к разделам / Комментарий В. Ф. Чигира // Мн.: Амалфея , 1999.
3.
Декрет Президента
Республики Беларусь от 16 марта 1999г. № 11 «Об упорядочении государственной
регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования».
4.
Декрет Президента
Республики Беларусь от 17 декабря 2002г. № 29 «О внесении изменений и
дополнений в декреты Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. №11 и от
16 ноября 2000г. №22».
5. Бодак А. Н. «Новое в законодательстве о государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования»// Право Беларуси 2003 - №13. 6. Гражданское право. Учебник. Часть 1. Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А. П. Сергеева. - М., ПРОСПЕКТ, 2002. – 632с. 7. .Дубовик Н. П. «Положение о согласовании наименований коммерческих и некоммерческих организаций. Комментарий». // Право Беларуси 2003 - №3. 8. Колбасин Д. А. Гражданское право Республики Беларусь. Особенная часть. Мн.: Общественное объединение «Молодежное научное общество». – 2000. 9. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. В 2 книгах. Кн. 1. / Отв. ред. В. Ф. Чигир. – Мн.: Амалфея, 1999. – 624с. 10. Хозяйственное право Республики Беларусь: Практическое пособие / С. С. Вабищевич. – Мн.: Молодежное научное общество, 2002. – 398с.
|