Конспект Бердяева
Конспект Бердяева
КОНСПЕКТ
письма № 13 "О
культуре" по работе Н.А.Бердяева
"Философия
неравенства"
Значение
культуры.
В
жизни общественной духовный примат принадлежит культуре. Не в политике в
экономике ,а в культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным
уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности.
Культура
и цивилизация. Происхождение
и сущность культуры.
Культура
и цивилизация - не одно и то же. Культура родилась из культа. Вокруг храма
зачалась она и была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах,
в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего возрождения.
Культура - благородного происхождения. Культура имеет религиозные основы. Это
нужно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения.
Культура
символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики.
В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь... В ней
даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки. Такова же
и природа культа .Цивилизация не имеет такого благородного происхождения. В ней
нет связи с символикой культа. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе
человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз,
путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и
демократичекий. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое.
Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Культуры древних
народов очень своеобразны и неповторимо индивидуальны. Переход от варварства к
цивилизации имеет общие признаки у всех народов (напр. употребление железа).
Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия.
Культура
всегда гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим
прошлым. Культура ... более всего дорожит своей преемственностью... В
культуре происходит великая борьба вечности с временем, великое противление
разрушительной власти времени. Культура борется со смертью... Ей дорого
увековечение, непрерывность, преемственность, прочность культурных творений и
памятников.
Цивилизация
дорожит своим недавним происхождением, она не ищет древних и глубоких
источников. Она гордится изобретением сегодняшнего. У нее нет предков.
Цивилизация всегда имеет такой вид, точно она возникла сегодня или вчера.
Цивилизация, в отличие от культуры, не борется со смертью, не хочет вечности.
Цивилизация футуристична. В цивилизации есть хамизм зазнавшегося parvenu
(выскочки). Этот хамизм сообщается и культуре, которая хочет быть окончательно
безрелигиозной.
В
культуре действуют два начала - консервативное, обращенное к прошлому, и
поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращенное к будущему и
созидающее новые ценности. Но в культуре не может действовать начало революционное,
разрушительное. Революционное начало по существу враждебно культуре ,
антикультурно. Дух революционный хочет вооружить себя цивилизацией, присвоить
себе ее утилитарные завоевания , но культуры он не хочет. И революционеры с
легкостью готовы разрушить все памятники великих культур, все творческие их
ценности во имя утилитарных целей, во имя блага народных масс.
Источники
европейской культуры. Культура и религия.
Вся
европейская культура связана с преданиями античности. Настоящая культура и есть
античная греко-римская культура. Античная культура вошла в христианскую
церковь, и церковь была хранительницей преданий культуры в эпоху варварства и
тьмы.
Культ
церковный насыщен культурой, и вокруг него творилась и новая культура старой
Европы. В ней есть неразрывная связь с античностью.
Культура
имеет религиозные основы, она полна религиозной символики. Невозможна и низка
совершенно безрелигиозная культура, но невозможна и онтологически (суще)
религиозная культура. Культура явилась дифференциацией культа , она явилась уже
в результате выделения из храма, отделения от религиозного центра. Культура
религиозна по своему происхождению и религиозна по своему заданию. И в самых
классических и совершенных своих достижениях, в самых строгих своих формах она
теряет религиозный свой характер.
Революция
и культура.
Социализм
не несет с собой в мир никакого нового типа культуры. Новой культуры вы не
можете создать, потому что вообще нельзя создать новой культуры, не имеющей
никакой преемственной связи с прошлой культурой, не почитающей предков. Нельзя
делать культуру приложением к какому-то существенному, основному делу, чем-то
вроде воскресного развлечения. Культуру можно творить лишь тогда, когда она
сама считается существенным, основным делом. Социалисты хотят направить волю и
сознание человека исключительно на материальную, экономическую сторону жизни.
Применение к культуре чисто экономических оценок мешает войти внутрь культуры
и узнать ее таинственную жизнь. Революционные демократические и
социалистические движения отбрасывают назад в сфере культуры и ослабляют
интерес к проблеме культуры. ..."Пролеткульты" означают лишь то, что
культура пролетает мимо вас и вы мимо нее.
Культура
есть неотвратимый путь человека и человечества. Нельзя миновать его.
Человечество обречено культуре. Но в нем действуют и силы, враждебные путям
совершения культуры, силы нигилистические и анархические. Нигилистическое и
анархическое отношение к культуре не имеет оправдания. Нигилистическое и
анархическое восстание против культуры никогда не ведет к выходу за пределы
культуры, оно лишь отбрасывает назад и требует новой работы культуры.
|