 |
М. Вебер "Протестантская этика и дух капитализма"
М. Вебер "Протестантская этика и дух капитализма"
Московский Государственный
Социальный Университет
Институт Социологии
Реферат
М. Вебер
" Протестантская этика и дух капитализма"
Студента 3 курса факультета социологии
Иванова Михаила Сергеевича
Москва 1998
М.
Вебер ( 1884 - 1920 ) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных его
работ считается " Протестантская этика и дух капитализма", в
продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых
религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных
факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано
в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу
причин возникновения современного капитализма.
В
начале своей знаменитой книги М. Вебер проводит детальный анализ статистических
данных, отражающих распределение протестантов и католиков в различных
социальных слоях. На основание данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии
он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди владельцев капитала,
предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих.
Кроме
того, совершенно очевидны различия в образовании. Так, если среди католиков
преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди протестантов,
готовящихся, по мнению Вебера, к "буржуазному" образу жизни больше
людей с техническим образованием. Он объясняет это своеобразным складом
психики, складывающийся в процессе начального воспитания.
Так
же Вебер замечает, что католики, не занимая ключевых постов в политике и
коммерции, опровергают тенденцию о том, что национальные и религиозные
меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных какой-либо другой
"господствующей" группе …. концентрируют свои усилия в области
предпринимательства и торговле. Так было с поляками в России и Пруссии, с
гугенотами во Франции, квакерами в Англии, но не католиками в Германии.
Он
задается вопросом, с чем связанно столь четкое определение социального статуса
во взаимосвязи с религией. И, не смотря на то, что действительно существуют
объективно-исторические причины преобладания протестантов среди наиболее
обеспечнных слоев населения, он все же склоняется к тому, что причину
различного поведения следует искать в "устойчивом внутреннем своеобразии",
а не только в историко-политическом положении.
Далее
следует попытка дать определение так называемого "духа капитализма",
вынесенного в заглавие книги. Под духом капитализма Вебер понимает следующие:
" комплекс связей, существующих в исторической действительности, которые
мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения.
Автор
приводит целый ряд цитат Бенджамина Франклина, который является неким
пропагандистом философии скупости. В его понимании идеальный человек - "
кредитоспособный, добропорядочный, долг которого рассматривать приумножение
своего капитала как самоцель". На первый взгляд речь идет о чисто
эгоистичной, утилитарной модели мира, когда "честность полезна только
потому, что дает кредит". Но высшее благо этой этики в наживе, при полном
отказе от наслаждения. И, таким образом, нажива мыслится как самоцель. В данном
случае речь идет не просто о житейских советах, а о некой своеобразной этике.
Так же можно сказать, что такая позиция является прекрасным этическим
основанием теории рационального выбора. Вебер считает, что честность, если она
приносит кредит столь же ценна как и истинная честность.
Вебер
замечает такую характерную особенность, что если рассматривать капитализм с
точки зрения марксизма, то все его характерные черты можно обнаружить в Древнем
Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не хватало именно духа современного
капитализма. Там всегда была жажда к наживе, деление на классы, но не было
нацеленности на рациональную организованность труда.
Так,
южные штаты Америки были созданы крупными промышленниками для извлечения
наживы, но там дух капитализма был менее развит, нежели в позднее образованных
проповедниками северных штатах.
Исходя
из этого, Вебер разделяет капитализм на "традиционный" и
"современный", по способу организации предприятия. Он пишет, что
современный капитализм повсюду натыкаясь на традиционный, боролся с его
проявлениями. Автор приводит пример с введением сдельной оплаты труда на
сельскохозяйственном предприятии в Германии. Так как сельхозработы носят
сезонный характер, и во время уборки урожая необходима наибольшая интенсивность
труда, то была проведена попытка стимулировать производительность труда за счет
введения сдельной заработной платы, и соответственно, перспективы ее повышения.
Но увеличение заработанной платы привлекало человека, порожденного
"традиционным" капитализмом, гораздо менее чем облегчение работы. В
этом сказывалось докапиталистическое отношение к труду.
Вебер
считал, что для развития капитализма, необходим некоторый избыток населения,
обеспечивающий наличие на рынке дешевой рабочей силы. Но низкая заработанная
плата отнюдь не тождественна дешевому труду Даже чисто в количественном
отношении производительность труда падает в тех случаях, когда не
обеспечивает потребностей физического существования. Но низкая заработная
плата не оправдывает себя и дает обратный результат в тех случаях, когда речь
идет о квалифицированном труде, о высокотехнологичном оборудовании. Т. е. там,
где необходимо и развитое чувство ответственности, и такой строй мышления, при
котором труд становился бы самоцелью. Такое отношение к труду не свойственно
человеку, а может сложиться лишь в результате длительного воспитания.
Таким
образом, радикальное различие между традиционным и современным капитализмом не
в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека к труду.
|
Традиционный
человек
|
Современный
протестант
|
Работает, чтобы
жить
|
Живет, чтобы
работать
|
Профессия -бремя
|
Профессия- форма
существования
|
Простое
производство
|
Расширенное
производство
|
Не обманешь- не
продашь
|
Честность -лучшая
гарантия
|
Основной вид
деятельности - торговля
|
Основной вид
деятельности - производство
|
Идеальный тип
капиталиста, к которому приближаются некоторые немецкие промышленники того
времени, Вебер обозначал так: "ему чужды показная роскошь и
расточительство, упоение властью, ему присущ аскетический образ жизни,
сдержанность и скромность". Богатство дает ему иррациональное ощущение хорошо
исполненного долга.
Поэтому этот тип
поведения так часто осуждался в традиционных обществах, "неужели нужно всю
жизнь напряженно работать, чтобы потом все свое богатство унести в могилу
?"
Далее
Вебер анализирует современное общество и приходит к выводу о том, что
капиталистическое хозяйство не нуждается больше в санкции того или иного
религиозного учения и видит в любом ( если это возможно) влиянии церкви на
хозяйственную жизнь такую же помеху, как и регламентация экономики со стороны
государства. Мировоззрение теперь определяется интересами торговли и социальной
политики. Все эти явления той эпохи, когда капитализм, одержав победу,
отбрасывает ненужную ему опору. Подобно тому, как он в свое время сумел
разрушить старые средневековые формы регламентирования хозяйства только в союзе
со складывающейся государственной властью, он, может быть использовал и
религиозные убеждения. Ибо едва ли требует доказательство то, что концепция
наживы противоречит нравственным воззрениям целых эпох.
Отношение
носителей новых веяний и церкви складывались достаточно сложно. К торговцам и
крупным промышленникам церковь относилась достаточно сдержано, считая то, что
они делают в лучшем случае только терпимым. Торговцы же, в свою очередь,
опасаясь грядущего после смерти, старались задобрить Бога, посредством церкви, подарками
в виде крупных сумм денег, передаваемых как при жизни, так и после смерти.
Вебер
проводит глубокий анализ эволюции взглядов на занятие мирской деятельностью
предреформенной церкви. Он сразу же оговаривается, что программа этических
реформы никогда не стояла в центре внимания кого-либо из реформаторов. Спасение
души, и только оно, было основной целью их жизни и деятельности. Этические воздействия
их учений были лишь следствием религиорзных мотивов. Вебер считает, что
культурные влияния реформ в значительной своей части были непредвиденными и
даже нежелательными для самих реформаторов.
Вебер
проводит морфологический разбор слова призвание в немецком и английском языках.
Это слово впервые появилось в Библии и далее оно обрело свое значение во всех
светских языках народов, исповедующих протестантизм. Новое в этом понятии то,
что выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая
нравственная задача человека. В этом утверждении находит подтверждение
центральный догмат протестантской этики в противу католицизму, отвергающий
пренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а предлагает выполнение
мирских обязанностей так, как они определены для каждого человека его местом в
жизни. Тем самым обязанность становится его призванием. Т. е. декларируется равенство
всех профессий перед Богом.
Основные
значимые догматы протестантизма:
1.
.Человек изначально грешен
2.
До начала жизни все предопределено
3.
Знак о том, спасен ты или нет можно получить лишь
совершенствуясь в своей профессии.
4.
Послушание властям
5.
Отрицание превосходства аскетического долга над
мирским.
6.
Примирение со своим местом в мире.
Протестантская
церковь отменила выкуп грехов. Взаимоотношения Бога и человека были определены предельно
жестко - есть избранные и есть неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно
почувствовать себя избранным. Для этого необходимо, во-первых, тщательно
исполнять свой профессиональный долг, а во вторых, избегать наслаждений - и в
совокупности это должно обеспечить рост богатства. Так появился веберовский
предприниматель - трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий
деньги ради самих денег.
Список использованной литературы:
1.
М. Вебер " Избранные произведения", М.
Просвящение, 1990
|