Шведская модель
Шведская модель
1.Вступление
Термин
“шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых
развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце
60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в
Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне
относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и
безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и
политических конфликтов в окружающем мире.
Сейчас
этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в
зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный
характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное
регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и
обобществление потребления.
Другая
характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом
на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской
действительности была централизованная система переговоров о заключении
коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций
профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем
политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными
группами трудящихся.
Еще
один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской
политике явно выделяются две доминирующие цели : полная занятость и
выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная
политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный
сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не
государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
Наконец,
в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс
социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем
жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие “шведская
модель” не имеет однозначного толкования.
Основными
целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная
занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено
уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека - с 1932 г. (за исключением
1976-1982 гг.) -у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ)
. В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение
профсоюзов Швеции , что усиливает реформистское рабочее движение в стране.
Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной
и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный
ее сторонник.
Стремление
к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал-демократов Пер Альбин
Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как “дома народа”, где говорилось
об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения
вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В Швеции
социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев.
К числу
специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический
нейтралитет с 1814.,неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по
продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии,
исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности
от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития
экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти
принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между
руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск
компромиссов на основе учета интересов различных сторон.
На
экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические
предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является
предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по
производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания -
“Струра Коппарберг”
(основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в
дюжину крупнейших экспортеров страны.
Успешное
функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности
шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция - угроза
как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно,
должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не
приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала
практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой
шведской модели.
С
середины 70-х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках
и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно осложнилось, и
шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые отрасли
промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать
государственную помощь, причем в очень большом масштабе. Но, не смотря на
мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из кризиса. Продолжающийся
с 1983 г. непрерывный экономический подъем показал, что шведская модель смогла
приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность.
Шведская
модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства
эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность
предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму
социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте
производства частного сектора и как можно большем перераспределении
государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для
повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы
производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и
коллективные денежные фонды.
Это
привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении
и перераспределении национального дохода через налоги и государственные
расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая
деятельность получила название “функциональный социализм”
2.Основные
черты экономического развития
За сто лет из отсталой
(одной из беднейших в Европе ) страны, какой она была в середине XIX
в., превратилась в одно из наиболее развитых в экономическом отношении
государств. В 1970-х годах по стоимости промышленной продукции на душу
населения Швеция находилась на первом месте в Европе.
Превращению
экономики из отсталой аграрной в передовую промышленную способствовало наличие
больших запасов важных природных ресурсов: железной руды, леса, гидроэнергии.
Огромный внешний спрос на шведский лес и железную руду, способность Швеции
разрабатывать ресурсы и близость европейских рынков в эпоху высоких
транспортных издержек были основными факторами развития.
В 70-х
годах прошлого столетия шведские железная руда и лес были необходимы для
индустриализации Европы. Расширение шведского экспорта способствовало индустриализации
страны и росту городского населения, что в свою очередь привело к развитию сети
железных дорог и строительства. На основе шведских изобретений создавались и
быстро росли новые компании в металлургии и машиностроении. Хотя по-прежнему
доминировали лесопильная и железорудная отрасли, быстро развивались
целлюлозно-бумажная промышленность и машиностроение.
Доля
рабочей силы, занятой в промышленности, с 1870 по 1913 г. выросла с 15 до 34%.
К началу первой мировой войны на сельское хозяйство все еще приходилась
половина работающего населения.
В
условиях быстрого роста населения важное значение имела эмиграция, прежде всего
в Северную Америку. В 1860-1930 гг. страну покинули 1,2 млн. шведов. Эмиграция
позволила избежать голода и массовой безработицы. Швеция избежала участия в
обоих мировых войнах, что позволило не только сохранить производственный
потенциал и трудовые ресурсы, но и значительно обогатиться на поставках воюющим
странам и при восстановлении европейской экономики.
В
межвоенный период Швеция по темпам роста ВПП уступала только США. Однако
серьезный удар по экономике нанесли два глубоких экономических кризиса: в
1921-1922 гг. вследствие дефляции после первой мировой войны, что привело к
падению промышленного производства на 25% ниже уровня 1913 г., и в начале 30-х
годов, когда безработица среди членов профсоюзов в 1933 г.составляла 25%.
В
послевоенный период экономика Швеции развивалась быстрыми темпами. Это были ее
“золотые” годы. Главным фактором этого развития был экспорт. Рост
производительности труда составлял в среднем в год 5,1% в первой половине 60-х
годов и 4,3% в 1965-1974 гг. Это объяснялось значительными капиталовложениями и
успехами в политике занятости.
В 70-е
годы темпы роста упали. После энергетического кризиса 1973-1974 гг. в
промышленности страны возник ряд серьезных проблем. В значительной степени это
стало следствием весьма глубокого и продолжительного мирового кризиса середины
70-х годов. Швецию поразили глубокие структурные кризисы. Около 25%
промышленного производства приходилось на отрасли, пораженные кризисом: горно
добывающую, черную металлургию, лесную и судостроение. Возросла международная
конкуренция. На мировой рынок вышли страны с низкими трудовыми издержками.
Сократились издержки на транспорт. Резко возросли цены на нефть. В тоже время
конкурентоспособность шведской промышленности резко снизилась в 1975-1976 гг.,
когда издержки на рабочую силу возросли примерно на 40%. В результате шведская
промышленность потеряла за 1975-1977 гг. почти 20% своей доли на мировом рынке.
Избыток
мощностей и низкий мировой спрос на чугун и сталь отрицательно отразились на черной
металлургии Швеции. Лесная промышленность теряла свои позиции под натиском
конкурентов, прежде всего из Северной Америки. Большой мировой избыток мировых
мощностей в судостроении в сочетании со слабым спросом как на новые суда, так и
на фрахтование резко сократил выпуск судов в Швеции . Производство обуви и
одежды испытывало очень серьезную конкуренцию со стороны некоторых
развивающихся стран, где издержки на рабочую силу были значительно ниже, чем в
Швеции . Чтобы избежать слишком резких структурных сдвигов в промышленности и
быстрого роста безработицы, государство с середины 70-х по начало 80-х годов
предоставляло в значительных объемах помощь пораженным отраслям, прежде всего
черной металлургии, судостроению и горнодобывающей промышленности.
В 1977
г. (впервые за 25 лет ) сократился ВПП. Слабый прирост в 1978-1980 гг. сменился
очередным падением в 1981 г. С середины 70-х годов темпы роста
производительности труда резко замедлились и составили в 1975-1984 гг. только
1,4% в год. Количество отработанных часов с середины 60-х годов сократилось в
основном вследствие законодательных реформ о рабочих часах, о пенсионном
возрасте и об отпусках. Эти реформы учитывали рост населения и долю занятых
женщин.
С целью
восстановления конкурентоспособности правительство осуществило серию девальваций
начиная с августа 1977 г., когда крона была девальвирована на 10%. Одновременно
Швеция вышла из европейской валютной системы, известной как “валютная змея”.
Однако спрос на новые товары и технологический прогресс привели к росту
удельного веса высокотехнологичных отраслей. Машиностроение за последний период
укрепило свои позиции. Быстро развивалась и фармацевтическая промышленность.
С 1983
года положение резко изменилось, и шведская экономика начала выбираться из кризиса.
Вследствие двух девальваций кроны возросла ценовая конкурентоспособность, что
привело к росту экспорта. В 1883 г. ВПП возрос на 2,4%, промышленное
производство - на 5,1%, производительность труда - на 7,4%. В 1984 году рост
ВПП составил 4% - наивысший показатель с 1973 г. Главным фактором роста опять
являлся экспорт. В последующие два года темпы роста несколько снизились из-за
замедления роста экспорта. Повышение доходов населения привело к увеличению
личного потребления, ставшего важным катализатором продолжительного
экономического подъема. В абсолютных показателях ВВС в текущих ценах составлял
в 1970 г. -172 млрд. крон, в 1980 - 525 млрд., в 1985 г. - 861, в 1989 г. -
1221 млрд. крон.
В целом
в 80-х годах Швеция имела прирост ВПП чуть выше среднего по Западной Европе.
Благоприятная мировая конъюнктура положительно сказалась на шведской
промышленности. Производственные мощности использовались на 90%, а во многих
отраслях этот показатель был еще выше. Это потребовало значительного объема
новых капиталовложений. За 1983-1989 гг. объем промышленных инвестиций вырос
более чем на 60% . Нехватка квалифицированной рабочей силы и большое количество
невыходов на работу - основные причины, сдерживающие расширение промышленного
производства. Несмотря на это, объем производства быстро увеличивался.
Поступление и объем заказов, прибыльность после 1982 года находились на
достаточно высоком уровне. Высокий инвестиционный уровень наблюдался и в сфере
услуг, которая в меньшей мере зависит от конъюнктуры. Он выражался главным
образом в рационализации производства и насыщении его электронно-вычислительной
техникой.
Ведущей
тенденцией экономического развития Швеции в 80-е годы стал переход от традиционной
зависимости от железной руды и черной металлургии к передовой технологии в
производстве транспорта, электротоваров, средств связи, химических и
фармацевтических изделий.
3.
Смешанная экономика
Существующая
в Швеции экономическая система обычно характеризуется как смешанная экономика.
В ее основе лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным
использованием государственного регулирования, что составляет экономический
базис шведской модели. Под смешанной экономикой понимается сочетание,
соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическом
рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и кооперативной. Каждая
из этих форм заняла свою “нишу”, выполняет свою функцию в общей системе экономических
и социальных взаимосвязей. Подавляющее большинство (около 85%) всех шведских компаний
с числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу. На частные
предприятия приходится 75% занятых в производственном секторе, из них 8%
работают в принадлежащих иностранному капиталу фирмах. Остальная часть
приходится на государство и кооперативы, на каждый по 11-13%. Государственный
сектор расширялся, а удельный вес кооперативного почти не менялся с 1965 г.
Кроме
этих трех форм собственности существует множество компаний со смешанной собственностью
, фирмы, принадлежащие профсоюзам, сберегательным банкам и т.п. Однако их доля
очень мала.
3.1 Частный
сектор
Ведущую
роль в производстве товаров и услуг в Швеции играет частный сектор. В его
рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях, определяющих
экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей промышленности.
Остальная часть частного сектора состоит из мелких и средних фирм. По этому
критерию частные компании можно разделить на 2 группы. К одной относится
множество мелких фирм,в которых основатель, собственник и директор-распорядитель
часто одно и тоже лицо.В другую группу входят крупные
компании,зарегистрированные на фондовой бирже. За последние десятилетия в
структуре собственности этой группы произошли большие изменения. Заметно
снизилась доля акций,принадлежащих домашним хозяйствам (населению) и частным индивидуальным
лицам - с 47% в 1975 г. до 21% в 1985 г., в то время как страховые,
инвестиционные и нефинансовые компании,фонды,в том числе государственный Всеобщий
пенсионный фонд (ВПФ), заметно увеличился - с 53% в 1975г. до 79% в 1985 г.
(включая 7%, принадлежащих иностранцам). За после военный период произошло
падение доли очень крупных индивидуальных акционеров - с 70% в 1951 г. до
примерно 20% в 1985 г. - вследствие прежде всего высоких ставок налогов на
доходы и собственность.
Таким
образом,институциональная собственность в значительной степени заменила частных
лиц. В настоящее время 20 крупнейших владельцев портфелей акций - учреждения.
Особенно возросли доли нефинансовых, инвестиционных и страховых компаний, на
которые в 1985 г. приходилось соответственно 14, 14 и 10%. Повышение роли
нефинансовых компаний, занимающихся коммерческой деятельностью, произошло в
силу различных причин.Некоторые из них ввели принадлежащие им дочерние компании
на фондовую биржу,сохраняя значительную, а часто и подавляющую часть акций в
своем распоряжении. Другие, продавая фирму или ее отделения, получали в
качестве платежа акции покупающей компании. Некоторые крупные пакеты акций
возникли в результате долгосрочного тесного сотрудничества фирм. Обычным
явлением стали “стратегические” вложения капитала в акции. Этому способствовала
высокая ликвидность многих фирм вследствие роста продаж и прибылей после 1982
г. В частности, “Сканска” купила “Сандвик”, “Вольво”- значительную часть
“Фармасия” и “Стура” - “Суидиш мэтч”.
Вместе
с тем резко возросло и число шведов, владеющих акциями.Это объясняется как сокращением
портфелей акций частных индивидуальных собственников,так и быстрым ростом числа
компаний,зарегистрированных на Стокгольмской фондовой бирже.Важную роль сыграло
появление новой группы индивидуальных владельцев акций после создания в 1978 г.
различных акционерно-инвестиционных фондов.Сбережения в этих так называемых
всеобщих фондах под управлением банков или фирм получали разнообразные
налоговые субсидии от правительства. До 1984 г. вкладчики получали скидку 30% с
налогов на свои годовые сбережения в дополнение к необлагаемым налогом
дивидендам и приросту стоимости акций. В 1984 г. налоговая скидка была
отменена,но остальные стимулы остались. В 1985 г. на эти инвестиционные фонды
приходилось 6% всех акций, и эта доля продолжала постепенно расти.
В последние
годы большой интерес к шведским акциям проявили иностранные инвесторы. К концу
1985 г. на них приходилось примерно 7% стоимости всех акций. Кроме того,
некоторые шведские компании появились на некоторых западноевропейских фондовых
биржах,а также в Нью-Йорке и Токио,что объясняется их желанием обеспечить лучшие,чем
в Швеции,финансовые условия и дополнительную рекламу за границей.
Экономика
Швеции характеризуется высоким уровнем концентрации производства и капитала и
монополизации в ведущих отраслях. На крупных предприятиях ( с числом занятых
свыше 500 человек) сосредоточено около 40% занятых в промышленности,а на мелких
(до 50 человек) - 17%. При этом рост концентрации проявляется прежде всего на
уровне крупных фирм. В одной из 20 крупнейших компаний трудится более 40%
рабочей силы в промышленности. На долю 200 крупнейших компаний приходится по
75% объема производства, числа занятых, капиталовложений и экспорта Швеции .
В
последние годы роль ведущих шведских компаний в мировой экономике возросла. В
1987 г. среди 500 крупнейших неамериканских промышленных компаний насчитывалось
уже 20 шведских. Конечно, в число гигантов капиталистического мира они не
входят. Так, крупнейшая шведская фирма “Вольво” уступает по размеру оборота
почти в 7 раз компании номер один капиталистического мира “Дженерал моторз” (15
млрд долл. против 102 млрд долл.) Ведущие шведские промышленные фирмы имеют
ярко выраженную международную ориентацию.
В
экономике Швеции очень высока монополизация производства.Она наиболее сильна в
таких специализированных отраслях промышленности, как производство
шарикоподшипников (СКФ),автомобилестроение (“Вольво” и “СААБ-Скания”), черная
металлургия (“Свенска столь”),электротехника (“Электролюкс”, АББ, “Эрикссон”),
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (“Свенска целлюлоза”, “Стура”, “Му
ок Думше” и др.), самолетостроение (“СААБ-Скания”), фармацевтика (“Астра”,
“Фармасиа”), производство специальных сталей (“Сандвик”, “Авеста”).
В Швеции
сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран Северной Европы. Он
нашел свое организационное выражение в финансовых группах. В настоящее время в
Швеции можно выделить три финансовые группы. Во главе двух из них ( по принятой
в шведской экономической литературе терминологии, “сфер банков”) стоят ведущие
частные коммерческие банки страны - “Скандинависка эншильда банкен” и “Свенска
хандельсбанкен”, при этом первая по всем показателям существенно превосходит
своего конкурента. В первой половине 80-х годов началось формирование третьей
финансовой группы (“третьего блока”) во главе с крупнейшей компанией страны -
автомобильным концерном “Вольво”.
В
финансовую группу “Скандинависка эншильда банкен”, контролирующую до 40%
экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40% занятости в промышленности
Швеции, входят семейные группы Валленбергов, Юнсонов,Боньеров,Лундбергов,Седербергов.
Среди них выделяется семейство Валленбергов, контролирующее компании, биржевая
стоимость акций которых превышает 1/3 акционерного капитала всех
зарегистрированных на бирже фирм. В целом примерно 25 компаний Валленбергов
имели в 1986 г. оборот 250 млрд крон и прибыли около 18 млрд крон. В Швеции и
за границей на их предприятиях занято примерно 450 тыс. человек. Империя
Валленбергов считается одной из крупнейших в Западной Европе.
Вторая финансовая группа - “Свенска хандельсбанкен” - включает в свой состав
кроме объединения вокруг самого банка группы финансовых воротил Андерса Валля и
Эрика Пенсера и семейные группы Стенбеков и чемпе. Однако здесь семейства не
играют значительной роли.
3.2
Государственный сектор
Важнейшая
роль государственного сектора в Швеции - аккумуляция и перераспределение значительных
денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции шведской
модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев собственности:
центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний
уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе
составляя по форме собственности единое целое, различаются как по месту в сфере
экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности)
деятельности.
Государственный
сектор и государственная собственность - разные понятия. Под государственной
собственностью принято считать предприятия, принадлежащие государству полностью
или частично (смешанная собственность) . Удельный вес государственной
собственности в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру государственного
сектора, который можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в
экономическую жизнь, Швеция занимает среди развитых стран первое место.
Размер
государственного сектора может измерятся в таких показателях, как удельный вес
государственных расходов, потребления, налогов в ВВП, населения, занятого в
государственном секторе. В 1988 г. в нем работал 31% работоспособного
населения, государственное потребление составляло 30% ВВП, а государственные
капиталовложения - 3%. Доля государственных расходов, включающих потребление,
инвестиции и трансферты, достигала 61% ВВП в 1989 г. Она возросла с 33% в 1960
г. до 45%в 1970 г., 50% в 1975 г. и 67% в 1982 г. (рекорд капиталистического
мира). Затем она несколько снизилась. За последние десятилетия государственный
сектор возрастал во всех странах, но наиболее активно - в Швеции.
Коммунальная
собственность весьма ограничена и по закону разрешена в сфере коммунальных
услуг и жилищном строительстве.
Национализированные
предприятия в основном сконцентрированы в сырьевых отраслях: горнодобывающей,
черной металлургии, а также в судостроении, коммунальных услугах и в
транспорте. В этих секторах на национализированные или принадлежащие
государству предприятия приходится больше половины всех товаров и услуг. Их
основная цель - расширение производства с достижением прибыльности. Однако
конец 70-х годов характеризовался убыточным расширением, особенно после
национализации коалиционным буржуазным правительством в 1977 г.
судостроительных и металлургических частных компаний и их дальнейшего слияния в
результате структурного кризиса в этих отраслях с целью сохранения занятости.
Правительство активно субсидировало эти компании до тех пор, пока
возвратившиеся к власти социал-демократы в 1982 г. не покончили с политикой
“кормления хромых уток”.
Государственная
собственность принимает форму либо акционерных компаний, либо государственных
предприятий. Последние имеют значительную свободу действий в финансовых и
кадровых вопросах. Решения в области цен ими принимаются также самостоятельно.
Они должны покрывать издержки и приносить прибыль на вложенный капитал.
Созданный
в 1970 г. для координации деятельности государственных предприятий холдинг
“Статсферетаг” был реорганизован в 1983 г., когда из него вышла группа крупных
компаний, занимающихся добычей и переработкой сырья, а оставшиеся вошли в
фирму, получившую название “Прокордиа”. Сейчас она объединяет около 15 фирм в
химической, фармацевтической, пивоварной промышленности, машиностроении,
производстве потребительских товаров и услуг. В 1987 г. число занятых в
“Прокордии” составило 25 тысяч человек.
Кроме
“Прокордии” в число государственных и смешанных предприятий входят горнодобывающая
компания ЛКАБ, целлюлозно-бумажные АССИ и НСБ, металлургическая “Свенска
столь”, судостроительная “Цельсиус” и коммерческий банк “Нурдбанкен”.В 1987 г.
число занятых в этих фирмах составило 48 тыс. человек, а всего в
государственных компаниях - около 150 тыс. человек.
Предприятия
государственного управления предназначены для выполнения особых целей и в
некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту и связь - две
крупнейшие государственные монополии - приходится свыше 60% всех занятых на
государственных предприятиях. Другая важная сфера - транспорт. Шведские
государственные железные дороги составляют 95% всех жел. дорог в Швеции и на
них работают 33 тыс. человек. Около половины производства электроэнергии
приходится на государственное управление “Ваттенфалль”. В последние годы оно
также занялось исследованиями в области как новых источников энергии (солнце,
ветер и вода), так и традиционных (уголь, торф и природный газ).
Центральное
правительство решающее воздействие на экономику страны посредством различных
экономических инструментов. Основной из них - государственный бюджет.
В
Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, то
есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в
том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и
промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты процентов по государственному
долгу.
Оставшиеся
после вычета трансфертных платежей из общих государственных расходов средства
составляют государственное потребление и инвестиции. На государственное
потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе почти 2/3
тратится на здравоохранение, образование, государственную администрацию и т.д.
Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных
служащих - медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных
расходов приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей
среды (около 30%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%),
досуг и культуру (5%), транспорт и связь (5%).
Основа
шведской системы социального страхования - различные виды социальных пособий,
которые также являются важным инструментом политики распределения. В 1988 г.
переводы из сектора социального страхования домашним хозяйствам составили 109
млрд. крон, в том числе более 50% - пенсии. Всего же расходы сектора
социального страхования достигли 134 млрд. крон.
Финансирование
государственных расходов в Швеции комплексное. Различные части государственного
сектора имеют имеют собственные источники доходов. Кроме того, комунны,
ландстинги[1] и
сектор социального страхования получают дотации, в основном от центрального
правительства. Для последнего основной источник доходов - косвенные доходы.
В 1988
г. налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные государству,
составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального правительства (378
млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги, 15% - налоги на
социальное страхование.
Для
местных властей основной источник финансирования - подоходные налоги (60%).
Государственные трансферты комуннам в 1988 г. составили 67 млрд. крон, что
составляет 25% доходов коммун (270 млрд. крон), и являются дотациями коммунам с
низкими налогами, компенсацией потерь налогооблажения, помощью и субсидиями на
инвестиции.
В
секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на социальное
страхование - основной источник доходов.
Государственный
сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных услугах, составляющих
половину всей сферы услуг, доля государства - 92%, в том числе в здравохранении
- 92%, в образовании и НИОКР - 88,7%, социальном страховании - 98,2%. В целом
же по статистике на государство приходится 49% занятых в секторе услуг, а с
учетом государственных компаний - 56%.
Государственный
сектор важен для повышения эффективности экономики. Этому способствует,
например, хорошее качество и низкие издержки на такие важные государственные
услуги, как транспорт и связь, система образования. В этом четко видно
взаимодействие частного и государственного секторов: рост доходов от первого
используется через налоговые и другие поступления в государственный бюджет для
увеличения прежде всего государственных услуг населению, что в свою очередь
способствует большей эффективности экономики, где основу составляет частный
сектор.
3.3
Кооперативы
Особенностью
шведской экономики является роль и значение кооперативного движения в стране.
Оно распространено по всей стране и занимает весьма сильные позиции.
Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в промышленно
развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное движение играет в
сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле, жилищном
строительстве и других сферах деятельности.
Кооперативы
делятся на производственные и потребительские. Производственные кооперативы с
общим числом занятых около 50 тыс. чел доминируют в производстве молока и мяса
и занимают важное место в производстве других продуктов, а также в
целлюлозно-бумажной промышленности. Потребительские кооперативы с числом
занятых 70 тыс. человек, из которых примерно половина приходится на два
крупнейших, играют важную роль в розничной торговле.
В
смешанной экономике кооперативное движение действует в качестве “третьей силы”,
или “третьей альтернативы”, частной и государственной собственности,
основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой народной поддержкой. В
некоторых областях - особенно среди потребительских кооперативов - кооперация
стала уравновешивающей силой на рынке в интересах простых людей, например в
вопросах ценообразования. В прошлом потребительские кооперативы выдержали
немало битв с частными картелями. Эту роль они играют и сейчас, хотя и в менее
драматичных формах.
На
кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и всех, 7,5%
занятости в промышленности, 14% в розничной торговле и 5% от числа всего
работающего населения.В Швеции 2/3 домашних хозяйств тем или иным образом
связаны с кооперативами. На потребительские кооперативы приходится 20% продаж
товаров повседневного спроса. От 1/2 до 2/3 продовольствия, потребляемого в
Швеции, производится фермерами, входящими в кооперативы, а по молоку и мясу эта
доля равна 99% и 80% соответственно.
Термин
“кооператив” обычно относится к экономическому понятию, основывающемуся на совместных
действиях и взаимопомощи. Кооперативное предприятие должно иметь прямую связь с
нуждами и экономическими интересами его членов. Среди принципов кооперативного
движения: свобода членства - никто не может быть исключен, кроме случаев
нарушения устава ; независимость от политических партий и вероисповеданий;
демократическое управление - “один член - один голос”; ограничение доходов на
вложенный пай, кооперативное общество - ассоциация людей, а не капитала;
накопление капитала на развитие и экономическую самостоятельность;
просветительская деятельность; взаимодействие кооперативов.
Кооперативное
движение возникло в Швеции во второй половине XIX в. Но решающий прорыв
произошел в 90-е годы прошлого века и следующие за ним десятилетия вследствие
промышленной революции и возникновения растущего рабочего класса в новых
городских районах. Кооперативное движение нашло поддержку среди членов других
народных движений:“свободного” религиозного, трезвости, крестьянского, рабочего
- в лице его политической и профсоюзной частей. В 1896-1899 гг. появилось более
200 новых потребительских кооперативных ассоциаций. В 1899 г. они образовали Кооперативный
союз (КФ).
КФ -
национальная организация шведских самоуправляющихся обществ потребительских кооперативов.
Число членов постепенно возросло, а число обществ заметно сократилось
вследствие слияний;с 950 в 1920 г. до 138 в 1987г. Общества различаются по
числу членов от 306 тыс. до 67. Всего же в потребительских кооперативах в
Швеции состоит 2 млн. человек. КФ занимается торговлей, производством,
банковской, издательской, туристической и просветительской деятельностью. КФ
имеет более 80 торговых отделений, в том числе за рубежом, ряд заводов по
переработке продовольствия, в частности мукомольные, пекарни, по упаковке
мяса,пивоваренные и консервные, а также несколько промышленных предприятий.
Сфера
деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых существуют кооперативы жилищные,
страховые, туристические, автомобильные и даже похоронные.
Таким
образом, кооперативы играют очень важную роль в современном шведском обществе.
Но происшедшие в 50-60 годы сдвиги к укрупнению экономических предприятий с
целью снижения издержек оказали воздействие и на кооперативы, также как и на
другие виды бизнеса. Эта тенденция стала серьезно угрожать демократии в
кооперативах. В настоящее время кооперативное движение ищет пути усиления
влияния рядовых членов на положение дел в кооперативах.
4. Уровень
жизни
Каждая
социально-экономическая модель преследует и создана для определенных целей. В
шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая
призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей
силы (преимущественно высококвалифицированной) - обстоятельство исключительной
важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место в
международном разделении труда, - и является инструментом ослабления социальной
напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов.
В
шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных
отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию
классовых неравенств и в итоге построению нового общества демократического
социализма на базе государства благосостояния.
Уровень
жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе.
Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и
потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По
степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира.
Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире
Согласно
одной из целей шведской модели - равенства, доходы выравниваются весьма прогрессивной
системой подоходных налогов. Широкое перераспределение через систему
социального страхования способствует значительному сокращению различий в
доходах. В 1986 г. в Швеции на 20% самых богатых семей приходилось 37,5%
доходов, на 20% самых бедных - 12% (для США соответственно 43,7% и 4,6%).
Заметно сократилась разница в оплате мужчин и женщин; в 1987 г. средняя
заработная плата женщин составляла 89,6% зарплаты мужчин (для сравнения : в
Италии - 84,8%; в Германии - 73% ; в Великобритании - 70,5% ; в Японии -
48,5%).
После
продолжительного роста чистых (после вычета налогов) доходов в послевоенный период
реальные (в постоянных ценах) чистые доходы домашних хозяйств в 1981-1983 гг.
сократились. В 1984-1989 гг. в среднем ежегодно они росли на 2,2%. Реальные
доходы трудящихся отставали по темпам роста от доходов других слоев населения
(например,пенсионеров). В 1950 г. на чистые доходы домашних хозяйств
приходилось 70% ВВП. К 1989 г. эта доля упала примерно до 50%. Прямые налоги и
взносы на социальное страхование с населения росли заметно быстрее обратного
потока переводов из государственного сектора домашним хозяйствам.
Более
половины собственности домашних хозяйств приходится на материальную собственность,
а финансовые активы в виде счетов в банках,облигаций,акций и других требований
составляют около 40%. На автомашины, лодки и другие потребительские товары
длительного пользования приходится еще 10%. Собственность распределена менее
равномерно, чем доходы, но за последние десятилетия была заметна тенденция к
более равномерному распределению. Распределение собственности в Швеции более
равномерное, чем в большинстве других стран.
Показатели
жизненного уровня (на 1000 чел.) в 1987 г.
|