"Слово о полку Игореве" - величайший памятник др. русской лит-ры
"Слово о полку Игореве" - величайший памятник др. русской лит-ры
«Слово
о полку Игореве» – величайший памятник древней русской литературы.
Около восьми веков
назад, в 1187 году, было создано одно из самых гениальных произведений
древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». Оно является гордостью всей
русской литературы. «Слово...» проникнуто большим человеческим чувством –
тёплым, нежным и сильным чувством любви к родине. Эта любовь чувствуется в
каждой строке произведения: и в душевном волнении, с которым автор говорит о
поражении войск Игоря, и в том, как он передаёт слова плача русских жён по
убитым воинам, и в широкой картине русской природы, и в радости по поводу
возвращения Игоря. Вот почему за это время оно не потеряло своего поэтического
звучания, красок. Интерес к этому произведению в наши дни возрастает. Любовь к
родине сделала его бессмертным – понятным и близким всем людям, искренне
любящим свою родину и свой народ. Призыв «Слова...» к защите родины, к охране
мирной жизни её народа звучит и сейчас с неослабевающей силой. Поэма
вдохновлена реальными событиями русской истории.
«Слово о полку
Игореве» было создано вскоре после событий Игорева похода и написано под свежим
впечатлением от этих событий. Это произведение собрано из намёков, напоминаний,
глухих указаний на то, что ещё было в памяти каждого человека. «Слово...» –
непосредственный отклик на события Игорева похода. Оно служило призывом к
прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней
опасности. Заслуга автора в том, что он сумел стать выше частных интересов
отдельных князей, понял необходимость объединения Русской земли и выразил эту
мысль в ярких и живых образах и картинах своего гениального произведения. Автор
«Слова...» считал, что только сильная княжеская власть способна объединить Русь
и дать отпор внешним врагам. И поэтому он наделяет киевского князя Святослава
Всеволодовича идеальными свойствами главы русских князей: он и «грозный», и
«великий». Этот князь силён и войском, и судом, он вселяет страх пограничным с
Русью странам. Образ князя Святослава воплощает собой идею сильной княжеской
власти, которая способна осуществить единство Русской земли для защиты от
врагов.
Ярослава
все внуки и Всеслава!
Склоните
стяги свои,
Вложите
в ножны свои мечи повреждённые,
ибо
лишились вы славы дедов.
Вы ведь
своими крамолами
начали
наводить поганых на землю Русскую
на
богатства Всеслава.
Из-за
усобицы ведь настало насилие
от
земли Половецкой!
Но всё-таки героем
произведения является не какой-либо князь, а русский народ, Русская земля. И
«Сово о полку Игореве» посвящено всей Русской земле в целом. Автор рисует её
обширные пространства, такие как половецкая степь, «синее море», Дон, Волга,
Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига и многие
города. В бескрайних просторах Руси могущество героев «Слова...» приобретает
необыкновенные размеры: Владимира I Святославича нельзя
было пригвоздить к горам киевским, галицкий Ярослав «подпёр горы Венгерские
своими железными полками, заступив королю путь, затворив Дунаю ворота». В
радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа:
солнце тьмою заслоняет путь князю – предупреждает об опасности, Донец стелет
бегущему из плена Игорю зелёную постель на своих серебряных берегах, одевает
его тёплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками. Перед битвой с половцами
«кровавые зори свет возвещают; чёрные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре
солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому, пойти дождю
стрелами с Дона великого...Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями
несётся.» А после поражения войска Игоря широкая печаль течёт по Руси.
Широкий простор
природы ощущается и в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему
под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил
каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы ладьи до
Кобякова стана, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи
безводной простёрло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки
скрутило, истомою им колчаны заткнуло.
Русская земля для
автора – это не только природа и города, а это ещё и её народ. В своём
произведении он говорит о горе всего русского народа после поражения Игоря.
Войско Игоря – это прежде всего русские люди. Они идут на половцев, чтобы
постоять за свою Русскую землю, не жалея своих жизней. Автор в своём
произведении смог объединить и русскую природу, и русских людей, и русскую
историю. Он призывает защищать свою родину от внешних врагов.
Это произведение
сыграло большую роль в развитии древнерусской литературы, оно послужило
литературным образцом для создания «Задонщины». «Слово о полку Игореве»
изучалось многими поэтами, историками. Им занимался А. Пушкин, его переводили
В. Жуковский, А. Майков, Л. Мей и другие русские поэты. Это произведение
переведено на все славянские и на большинство западноевропейских языков.
Значение «Слова...» особенно велико для нас ещё и потому, что оно является
живым и непререкаемым свидетельством высоты древнерусской культуры, её
самобытности, её народности.
(Оценка: 5/5)
|