|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коммерческий кредит предоставляется одним предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием коммерческого кредита является коммерческий вексель, который оплачивается через коммерческий банк. Процент по коммерческому кредиту ниже, чем по банковскому кредиту, и входит в цену товара и в сумму векселя. Размеры коммерческого кредита ограничиваются величиной резервного капитала, которым располагают промышленные и товарные компании. При коммерческом кредите объектом выступает товарный капитал, тогда как при банковском - ссудный капитал. Движение ссудного капитала в сфере взаимоотношений населения, других хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и государства - с другой, осуществляется в виде заимствований государством у институционных единиц других секторов экономики. Такого рода заимствования (как одна из форм кредита) являются главным способом привлечения государством свободных финансовых ресурсов. Субъектами при государственном кредите выступают юридические и физические лица, а также государство. Государство распространяет свои облигации и другие ценные бумаги среди государственных и негосударственных предприятий, организаций, учреждений, населения. При осуществлении указанных кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает в роли как заемщика, так и кредитора. Различают внутренние заимствования государством и заимствования государством у институционных единиц сектора "остальной мир". Кроме того, государство может выступать в роли гаранта по кредитам, предоставляемым заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п. Такие формы государственного кредита, как "казначейские ссуды" и "гарантированные займы", в нашей стране еще только начинают использоваться. В первом случае речь идет об оказании финансовой помощи предприятиям и организациям со стороны органов государственной власти за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Во-вторых, имеются в виду ситуации, когда правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти или хозяйственными органами, а также выплату процентов по нему. Международный кредит принимает форму государственных внешних займов. Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Погашение займов по соглашению сторон осуществляется товарными поставками или валютой. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны. Система показателей заимствований государством должна не только характеризовать масштабы, структуру, динамику таких заимствований и классификацию займов, но и служить информационно-методологической основой для принятия решений по управлению государственным долгом. В Российской Федерации доля расходов на обслуживание государственного долга в общей сумме федерального бюджета за 1996 г. возросла с 8 до 17%. Увеличился такой показатель, как отношение расходов на обслуживание гос. долга к величине ВВП (1995 г. - 1,38%, 1996 г. - 2,5%). По расчетам, в результате крупных заимствований как на внутреннем, так и на внешнем рынке (в результате выпуска еврооблигаций) абсолютная величина гос долга к концу 1997 г. увеличится до 630 трлн руб., при этом отношение расходов на обслуживание гос долга к величине ВВП составит 2,9%. Представление об эффективности государственных кредитных операций (ЭГ.КРЕД) дает показатель, измеряющий отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита, %: где ПГ.КРЕД - поступления по системе государственного кредита; РГ.КРЕД - расходы по системе государственного кредита. По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания (Кобсл.вн.госдолг). Он рассчитывается как отношение платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, %: Принято считать, что Кобсл.вн.госдолг = 25% является безопасным уровнем обслуживания государственного долга. В нашей стране он значительно выше. Поэтому вопрос о повышении эффективности государственного кредита - один из самых острых в плане финансового оздоровления страны. На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессионному соглашению, отсрочка погашения и аннулирование займов. Искусство управления в рассматриваемой сфере состоит в правильном выборе способа регулирования и времени проведения государственных кредитных операций, исходя из экономических условий и социально-экономического положения в стране. Именно в таком контексте следует рассматривать воздействие государственного кредита на состояние бюджета государства и денежного обращения, на укрепление доверия населения к финансовой деятельности правительства и благоприятное экономическое развитие страны в целом. Межбанковский и межхозяйственный кредиты - относительно новые формы кредита. Межбанковский кредит - предоставление банками кредита друг другу, когда у одних возникают свободные ресурсы, а у других их недостает. При межхозяйственном кредите субъектами кредитных отношений выступают различные предприятия и организации, дающие средства друг другу взаймы. Он имеет сходство с коммерческим кредитом, однако в отличие от последнего подразумевает предоставление взаймы денежных средств. Большим разнообразием форм отличается международный кредит - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанных с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процента. В качестве кредитора или заемщика выступают частные компании, банки и другие кредитно-финансовые институты, правительства, государственные учреждения, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации. По источникам международный кредит делится на внутренние и внешние; по назначению - на коммерческие, финансовые, промежуточные; по видам - на товарные и валютные; по срокам - на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Международный кредит выступает в следующих конкретных формах: § фирменного международного кредита (предоставление ссуды экспортером импортеру); § банковского международного кредита (в виде экспортных, финансовых и валютных кредиторов); § брокерского международного кредита (содержит элементы коммерческого кредита и банковского кредита, так как брокер заимствует средства у банка). Заключение.Статистика финансов очень важная отрасль макроэкономической статистики. Предметом изучения этой науки является образование и использование финансовых ресурсов, кредит и денежное обращение. Его понимание, правильное осознание вопросов, на которые она отвечает важны для оценки показателей и макроэкономической ситуации в целом. Приложение.Таблица 4. Консолидированный бюджет Российской Федерации. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1995 |
1996 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консол. бюджет |
в том числе |
Консол. бюджет |
в том числе |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фед. бюд. |
бюд. терр. |
Фед. бюд. |
бюд. терр. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
трлн руб |
% к ввп |
трлн руб |
% к ввп |
трлн руб |
% к ввп |
трлн руб |
% к ввп |
трлн руб |
% к ввп |
трлн руб |
% к ввп |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДОХОД |
437,0 |
26,8 |
232,1 |
14,2 |
241,0 |
14,7 |
558,5 |
26,0 |
281,9 |
12,5 |
322,9 |
14,3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
налоговые доходы |
364,3 |
22,3 |
175,3 |
10,7 |
189,0 |
11,6 |
473,0 |
21,0 |
218,7 |
9,7 |
254,3 |
11,3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
налоги на прибыль |
117,6 |
7,2 |
41,5 |
2,5 |
76,1 |
4,7 |
96,7 |
4,3 |
32,5 |
1,4 |
64,2 |
2,8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
подоходный налог с физ. лиц |
36,6 |
2,2 |
3,3 |
0,2 |
33,3 |
2,0 |
56,6 |
2,5 |
5,1 |
0,2 |
51,5 |
2,3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
налог на доб. стоим |
95,7 |
5,9 |
71,8 |
4,4 |
23,9 |
1,5 |
143,9 |
6,4 |
101,8 |
4,5 |
42,1 |
1,9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
акциз |
24,0 |
1,5 |
17,5 |
1,1 |
6,5 |
0,4 |
53,4 |
2,4 |
45,3 |
2,0 |
8,1 |
0,4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
платежи за исп. природ. рисур. |
12,3 |
0,8 |
3,0 |
0,2 |
9,3 |
0,6 |
21,2 |
0,9 |
4,3 |
0,2 |
16,9 |
0,7 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
неналоговые доходы |
53,4 |
3,2 |
41,5 |
2,5 |
11,9 |
0,7 |
57,2 |
2,5 |
42,2 |
1,9 |
15,0 |
0,7 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
от внш. эконом деят. |
23,4 |
1,4 |
23,3 |
1,4 |
0,1 |
0,0 |
16,9 |
0,7 |
16,9 |
0,7 |
0,0 |
0,0 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
от прод. принадлеж гос. имущ. |
6,1 |
0,4 |
4,8 |
0,3 |
1,3 |
0,1 |
2,6 |
0,1 |
0,8 |
0,0 |
1,8 |
0,1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
от реал. гос. запасов |
8,1 |
0,5 |
8,1 |
0,5 |
- |
- |
17,7 |
0,8 |
17,7 |
0,8 |
- |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
безвозмездное перечис. |
2,7 |
0,2 |
1,3 |
0,1 |
37,6 |
2,3 |
3,5 |
0,2 |
0,0 |
0,0 |
49,8 |
2,2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
от целев. бюджет. фондов |
18,3 |
1,1 |
15,3 |
0,9 |
3,0 |
0,2 |
28,0 |
1,2 |
22,9 |
1,0 |
5,1 |
0,2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАСХОДЫ |
486,1 |
29,8 |
275,2 |
16,8 |
247,0 |
15,1 |
652,7 |
28,9 |
356,2 |
15,8 |
342,8 |
15,2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в том числе на: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
гос. управление |
11,9 |
0,7 |
4,4 |
0,3 |
7,5 |
0,4 |
17,2 |
0,8 |
5,4 |
0,2 |
11,8 |
0,5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
междун. деят. |
27,3 |
1,7 |
27,3 |
1,7 |
- |
- |
26,7 |
1,2 |
26,7 |
1,2 |
- |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
нац. оборону |
49,6 |
3,0 |
49,6 |
3,0 |
- |
- |
63,9 |
2,8 |
63,9 |
2,8 |
- |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
правоох. деят и обес безопас. |
27,2 |
1,6 |
20,2 |
1,2 |
7,0 |
0,4 |
39,2 |
1,7 |
28,5 |
1,3 |
10,7 |
0,5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
пром., энерг. и строит. |
35,3 |
2,1 |
26,8 |
1,6 |
8,5 |
0,5 |
38,9 |
1,7 |
26,2 |
1,2 |
12,7 |
0,6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сел/хоз. и рыбол. |
22,3 |
1,3 |
7,0 |
0,4 |
15,3 |
0,9 |
25,2 |
1,1 |
8,5 |
0,4 |
16,7 |
0,7 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
соц.- культ. мероп |
129,1 |
7,9 |
19,6 |
1,2 |
109,5 |
6,7 |
188,4 |
8,4 |
27,5 |
1,2 |
160,9 |
7,1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
прочие расходы |
183,4 |
11,5 |
120,3 |
7,4 |
99,2 |
6,2 |
253,2 |
11,2 |
169,5 |
7,5 |
130,0 |
5,8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДЕФИЦИТ |
49,1 |
3,0 |
43,1 |
2,6 |
6,0 |
0,4 |
94,2 |
4,2 |
74,3 |
3,3 |
19,9 |
0,9 |
1. Рябушкин Б.Т. «Основы статистики финансов» М.: Финстатинформ. 1997.
2. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. М.: Финстатиниформ, 1995.
3. Теслюк И.Е. Статистика финансов: Учебное пособие. Минск: Высшейш. шк., 1994.
4. Статистический сборник 1997г. Госкомстат России.
Введение__________________________________________________________________ 1
1. Методы статистики государственных финансов и налогообложения._________ 1
Задачи статистики государственных финансов и налогообложения._____________ 1
Определения и показатели статистики государственного бюджета_____________ 2
Бюджетная классификация и особенности статистики государственного бюджета Российской Федерации._____________________________________________________________ 6
Возможные направления развития статистики государственных финансов._____ 12
2. Статистика денежного обращения и кредита.____________________________ 13
Задачи статистики денежного обращения и кредита._________________________ 13
Категории, классификации и система статистических показателей денежного обращения. 13
Категории, классификации и система статистических показателей кредита.____ 18
Заключение.______________________________________________________________ 22
Приложение._____________________________________________________________ 23
Список литературы.______________________________________________________ 24
Содержание______________________________________________________________ 25
![]() |
Все права защищены © 2010 |
![]() |