Статус в социологии и социальной психологии
Статус в социологии и социальной психологии
В В Е Д Е Н И Е
Личность изучается комплексом наук.Социология - одна
из реша-
ющих определяющих в этом комплексе, но она все-таки не
способна
заменить все остальные: философию, этику, психологию,
социальную
психологию, педагогику и т.д.Вовлекая в круг своих
размышлений
данные самых различных наук, социология, между тем,
преимуществен-
но концентрируется на одном ракурсе изучения личности -
личность
как источник социальной жизни, как ее единственный
реальный носи-
тель и деятель, как далее неразделимый элемент
социальной жизни,
социальных взаимодействий, институтов и т.д.
Для выполнения конкретных функций в ходе социального
взаимо-
действия на человека накладываются определенные
функциональные
обязанности.И вместе с тем он наделяется определенными
правами,
что является своеобразной формой фиксации принципа
"платы" и "воз-
награждения", лежащего в основе социальных связей
наиболее значи-
мые обязанности и права возникают, естественно в рамках
социальных
институтов.В этом случае обязательства и права
достаточно четко
регламентированы, выполнение человеком его обязанностей
контролиру-
ется.В данном реферате основной целью является
сравнение понятия
статуса которое мы можем встретить как в социологии так и
в соци-
альной психологии.Используя за основу курс лекций по
социологии и
"Социальную психологию" Дэвида Майерса
попробуем сравнить что дан-
ное определение значит в вышеперечисленных науках.
Функции индивида и вытекающие из них обязательства и
права по
отношению к другим участникам социального взаимодействия
определя-
ет социальный статус человека.Иначе говоря,в статусе
фиксируется
тот набор конкретных действий,которые должны быть ему
предоставлены
для осуществления своей деятельности.Зная социальный
статус конк-
ретного человека,его социальные функции,мы ожидаем от
него,что он
будет осуществлять исключительно типичный набор
действий,обладать
.
.
- 2 - ГГ должен выполнять человек в
- 2 -
тем типичным набором качеств и особенностей,которые как
нам предс-
тавляется,необходимы для исполнения этих функций.
Каждый человек включен не в одну социальную связь,
социальный
институт, а является своеобразным пересечением великого
множества
связей, взоимодействует с другими людьми и выполняет
различные
функции.Особую роль играют генеральные статусы.Первый -
статус че-
ловека, его права и обязанности другой генеральный статус
- статус
члена данного общества, государства
(гражданина).Генеральные ста-
тусы являются фундаментом статусной позиции
личности.Статус можно
обрести от рождения.Это - национальность (русский, башкир
и т.д.),
место рождения (москвич, минчанин, одессит).Подобные
статусы назы-
ваются предписанными.Другие статусы мы преобретаем
достигаем, т.е.
это статусы приобретенные, достигнутые.Это статус учителя
или фут-
болиста, пианиста или жены.
Статусы могут быть формализованными или
неформализованными,
что зависит от того, в рамках формализованных или
неформализован-
ных социальных институтов, и более широко - социальных
взаимодейс-
твий - выполняется та или иная функция.Множественность
статусов не
означает их равнозначности.Они находятся в определенной
иерархии
по степени важности социального института, в рамках
которого сфор-
мирован этот статус.Безусловно, что во всех случаях
особое значе-
ние имеет статус личности, связанный с работой,
профессией.Хотя
следует отметить, что иерархия статусов может
меняться.Видимо сле-
дует различать основную, общую иерархию статусов
личности, которая
срабатывает в большинстве случаев, и специфическую,
проявляющуюся
в особых условиях.
Выделение главного статуса хотя и сложно, но
важно так как
именно он определяет и, что не менее важно самоопределяет
человека
социально.Причем не всегда тот статус, который в качестве
главного
выделяет общество в данном человеке, совпадает с тем
статусом, ка-
кой выделяет в себе как главный сама личность.На этой
почве возни-
- 3 -
кает немало драматических противоречий внутреннего мира
личности,
неадекватно представляющей свое место в обществе, в
общественном
мнении.Так предприниматель может надеяться, что главное
в его со-
циальной характеристике - материальное положение.Но в
общественном
мнении, среди значимых для него родственников, друзей и
приятелей
решающее значение может приобрести уровень его
образования и куль-
туры.Принятая иерархия статусов представляет собой основу
социаль-
ной стратификации данного общества.Когда мы говорим о
ранжировании
статусов, мы имеем в виду социальный престиж функций,
закрепленных
за данным статусом.Престиж по сути представляет собой
иерархию
статусов, разделяемую обществом и закрепленную в
общественном мне-
нии.Сама иерархия, и соответственно, престиж статусов
формируется
под влиянием двух факторов:
1. Реальной значимости тех или иных функций для
развития об-
щества, воспроизводства его основных структур;
2. Системы ценностей, шкалы предпочтений учитываемые
в данной
культуре при "взвешивании" социальных функций.
Эти два фактора тесно взаимодействуя, в то же время
обладают
ощутимой независимостью.Социальный престиж статуса играет
огромную
роль в распределении социальных желаний, планов, энергии
в особен-
ности, молодежи.Самовосприятие есть своеобразное зеркало
восприя-
тия другим своего статуса.И последнее не менее, если не
более зна-
чимо.
"Статус - положение субьекта в системе
межличностных отноше-
ний, определяющее его права, обязанности и привилегии.В
различных
группах один и тот же индивид может иметь разный
статус.Важными
характеристиками статуса являются престиж и авторитет
как своеоб-
разная мера признания окружающими заслуг
индивида."(1)
1. А.В.Петровский.Психология.Словарь.М.: Политиздат,
1990 г.
.
- 4 -
Статус предполагает соотнесение: чтобы воспринимать
себя как
личность, имеющую определенный статус, необходимо чтобы
какие-то
люди занимали более низкое положение.Таким образом, одно
психоло-
гическое преимущество любой системы статусов - это
ощущение пре-
восходства.Многие из нас могут припомнить, как когда-то
испытывали
тайное удовольствие от чьей-то неудачи - возможно, когда
наказыва-
ли брата или сестру.Предрассудки часто более сильны у
тех, кто за-
нимает невысокое социально-экономическое положение или
чье положе-
ние резко ухудшилось.Возможно люди с более прочным
статусом меньше
нуждаются в ощущении собственного превосходства.Но и
другие факто-
ры, связанные с низким статусом могут также быть причиной
предрас-
судков.Может ли провал в тестировании повлиять на
оценку, данную
вам в школе ? По сравнению с контрольной группой, чьей
самоценке
ничего не угрожало студенты, потерпевшие неудачу, давали
более вы-
сокие оценки своей школе и более низкие -
университету.По-видимо-
му, чувство гордости за свою собственную группу и
принижение "их"
также может укреплять собственное Эго.Все это наводит
на мысль о
том, что мужчина, сомневающийся в собственной силе и
независимос-
ти, может путем выражения сострадания слабым и зависимым
женщинам
повышать значимость своего маскулинного образа.Когда
просили муж-
чин - студентов Государственного университета в
Вашингтоне прос-
мотреть видеозаписи интервью с женщинами при приеме
на работу,
мужчины с низким уровнем самооценки испытывали
неприязнь к силь-
ным, независимым женщинам.А мужчины с высокой самооценкой
отдавали
предпочтение именно таким.Презрение к "ним"
служит и другой цели:
потребности принадлежать к "своим".Школьный
дух единства никогда
не бывает столь сильным, как в то время когда в игре до
предела
обостряется соперничество.Чтобы Германия сплотилась
вокруг нацис-
тов, Гитлер использовал "еврейскую
опасность".Презрение к "чужим"
может сплотить группу.
.
- 5 -
Люди с высоким статусом обладают наибольшим
влиянием.Исследо-
вание нарушений правил уличного движения, проведенные с
помощью 24
тысяч ничего не подозревающих пешеходов, выявили что
частота нару-
шений обычно составляющая 25%, падает до 17% в
присутствии законо-
послушных "подсадных" и возрастает до 44%
когда "подсадные" начи-
нают играть роль нарушителей.Милграм (1974 год)
сообщает, что в
его экспериментах на подчинение люди м низким
статусом намного
охотнее выполняли указание экспериментатора, чем
испытуемые с вы-
соким статусом.
.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
В заключение уместно было бы привести в пример
изречение
Джеймса Болдуина :"Главное достижение общества (и
его беда) состо-
ит в том, что оно способно убедить людей, которым
предоставляет
низкий статус, будто бы его приговор соответствует
реальному поло-
жению вещей."
Проведя сравнительный анализ одного и того же
определения в
двух научных дисциплинах приходим к выводу о разном
подходе в ин-
терпритации и значении данного понятия.Несомненно есть и
сходства,
заключающиеся в принадлежности этого понятия к
общественному или
социальному в рамках социологии и социальной
психологии.Несмотря
на то что социологи и социальные психологи имеют дело в
некоторой
степени с одинаковым понятийным аппаратом, иногда
используют ана-
логичные методы исследования, социальные психологи
включают в свой
арсенал еще и эксперименты, в которых они
манипулируют тем или
иным фактором.Например, наличием или отсутствием давления
со сто-
роны сверстников, чтобы посмотреть к какому результату
это приве-
дет.Факторами, которые исследуют социологи обычно трудно
или неэ-
тично манипулировать.
Следует заметить о "внешней стороне"
изучения данного опреде-
ления в социологии, отнюдь не подразумевающего
поверхностный ха-
рактер, основываясь на теории и социологических
исследованиях.
Характеризуя подход социальной психологии к данному
определе-
нию делаем вывод о совокупности "внешней и
внутренней стороны",
синтезе теории, практики и эмпирических исследований не
уменьшая
роли в изучении поведенческого компонента.
.
- 7 -
Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я
1. Д.Майерс " Социальная психология"
Спб.:Питер,1997.
2. А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский.
"Психология". Словарь.
М.:Политиздат,1990.
3. А.Г.Эфендиев "Основы социологии". Курс
лекций. М.:Об-во
"Знание"
России,1994.
.
П Л А Н
В В Е Д Е Н И Е
1. ПОНЯТИЕ СТАТУСА В СОЦИОЛОГИИИ.
2. ПОНЯТИЕ СТАТУСА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я
|