Воспитательная работа в вооруженных силах и ее влияние на психику воина в
Воспитательная работа в вооруженных силах и ее влияние на психику воина в
нижегородский
государственный
технический университет
Военная Кафедра
Реферат
Воспитательная работа в вооружённых силах и её
влияние на психику воина в боевой деятельности
Выполнил:
ст.гр. 94–Р–1
Бочаров И.В.
Проверил:
Курышов С.А.
Нижний Новгород. 1998
Введение
Для
выполнения задач в условиях армии военнослужащие должны
получить за время службы и такое
воспитание, которое имеет осо-
бую, воинскую направленность. Вот это
специфическое, связанное с
формированием у личного состава Вооруженных
Сил необходимых воин-
ских качеств, и определяет сущность
воинского воспитания, его
место в общей системе подготовки
вооруженных защитников Родины.
Воинское
воспитание представляет собой целенаправленную дея-
тельность командиров и штабов по
формированию у воинов духовных
качеств, отражающих специфический характер
нашей армии, ее задачи
и предназначение. В единстве со всеми
направлениями воспитания
воинское воспитание развивает и
формирует у воина качества, необ-
ходимые ему для защиты Отечества. В процессе воинского воспитания
формируются такие качества, которые
необходимы воинам всегда, но
особенно при выполнении задач в боевых
условиях. Это - стойкость,
мужество, отвага.
Содержание воинского воспитания в
самом конкретном плане оп-
ределяется военной присягой, в которой в
концентрированном виде
сформулированы требования к вооруженному
защитнику Родины, и во-
инскими уставами, регламентирующими
повседневную жизнь, функцио-
нирование армии и флота в ходе войны. О
значении воинских уставов
свидетельствует то, что они рассматриваются
и утверждаются на са-
мом высоком государственном уровне.
Основными компонентами содержания воинского воспитания явля-
ются:
- воспитание у военнослужащих глубокого
понимания историчес-
кого предназначения Вооруженных Сил,
особенностей их строительст-
ва, функционирования и своего места в
выполнении стоящих перед
ними задач, особенно по поддержанию
постоянной высокой боевой го-
товности;
- формирование у личного состава
непоколебимой верности во-
енной присяге и уставам, неуклонного
следования их требованиям
как в мирное время, так и в условиях
войны;
- развитие постоянного стремления к
овладению военным делом,
своей воинской профессией, к отличному
освоению военной техники,
оружия и способов их применения;
- выработка у военнослужащих высокой
дисциплинированности,
беспрекословного повиновения, упрочения
воинского товарищества;
- формирование морально-боевых
качеств, которые особенно не-
обходимы военнослужащим в бою, -
стойкости, мужества, отваги,
способности переносить самые суровые
испытания для достижения по-
беды над врагом;
- воспитание личного состава в духе
гордости за принадлеж-
ность к Вооруженным Силам России, своей
части, стремления разви-
вать и обогащать их боевые традиции.
Работа по воинскому воспитанию личного состава Вооруженных
Сил должна вестись дифференцированно,
где главная роль должна
принадлежать воинской дисциплине.
Единоначалие в армии и на фло-
те, его последовательное осуществление в
многогранной деятельнос-
ти военных кадров неотрывны от процесса
воспитания военнослужащих
в духе высокой дисциплинированности. Место
и значение этого про-
цесса в содержании воинского воспитания
определяются прежде всего
тем, что речь идет о привитии
военнослужащему одного из важнейших
качеств, без которого немыслимы личность
воина, специфическая де-
ятельность армии и флота.
В процессе нравственного воспитания у воинов формируется по-
нятие дисциплинированности как воинского
долга. Правовое воспита-
ние развивает у них уважение к законам, на
которых зиждется пра-
вопорядок в армии и на флоте. Воинское
воспитание как бы раскры-
вает суть слагаемых воинской дисциплины,
нацеливает личный состав
на точное и неукоснительное соблюдение
военной присяги и воинских
уставов, в единстве с обучением
обеспечивает проведение в жизнь
их конкретных требований. Этот единый
процесс призван способство-
вать утверждению и поддержанию уставного
порядка.
Особое значение придается личной примерности офицеров в со-
четании с их умением квалифицированно
решать задачи неуклонного
укрепления дисциплины во вверенных им
частях и подразделениях.
Боевые
традиции
В содержании воинского воспитания важное место занимает
пропаганда боевых традиций. Освоение этих
высоких духовных цен-
ностей, во-первых, обеспечивает
преемственность в работе по фор-
мированию у личного состава высоких
морально-боевых качеств за-
щитников Родины, что способствует
глубокому осознанию им своих
служебных обязанностей. Во-вторых, это
могучее средство воздейс-
твия на умы и сердца воинов активно
способствует восприятию ими
героических дел, свершенных советскими
людьми в боях за Родину,
за дело своих предков, как примеров для
повседневного подражания.
Боевые традиции, в-третьих,
рассматриваются как конкретный итог
и, следовательно, в известном смысле
средоточие опыта воспитания
воинов в духе верности своей Родине,
военной присяге, высокой
дисциплинированности, готовности к
героическим подвигам. Именно
поэтому во всем процессе воинского
воспитания боевым традициям
уделяется неослабное внимание.
Используются различные формы про-
паганды и агитации.
Таким образом, воинское воспитание -
целенаправленный про-
цесс формирования морально боевых
качеств у вооруженных защитни-
ков государства Российского. В единстве с
нравственным, правовым,
трудовым, эстетическим и физическим
воспитанием воинское воспита-
ние служит необходимым условием развития
личности воина, укрепле-
ния морального духа, повышения боевой
мощи Вооруженных Сил Рос-
сии, успешного выполнения ими своих
задач как в мирное время, так
и в условиях войны, если она будет развязана.
Боевые традиции
армии и флота - это исторически сложившиеся
обычаи и моральные правили, ставшие нормой
поведения воинов в бою
и в мирное время, активно побуждают их
образцово выполнять свой
воинский долг, честно и добросовестно
служить своему народу, сво-
ей Родине.
Войсковая практика свидетельствует,
что боевые традиции пов-
семестно взяты на вооружение как испытанное
и эффективное средс-
тво воспитания мужественных, стойких и
умелых защитников Родины.
Всюду, где служит российский воин, рядом с
ним несут бессменную
вахту боевые традиции.
Основными боевыми традициями
Вооруженных Сил являются:
- беззаветная преданность и горячая
любовь к Родине, посто-
янная готовность защищать ее до
последней капли крови;
- непримиримость к врагам Родины,
высокая бдительность;
- верность воинскому долгу, военной
присяге, самоотвержен-
ность и массовый героизм в бою;
- любовь к родной армии и флоту, к
своей части, кораблю,
верность Боевому Знамени, Флагу
корабля;
- постоянное стремление к
совершенствованию боевого мастерс-
тва, повышению военных знаний,
неустанная борьба за высокую
боевую готовность, образцовый порядок, организованность и
дисциплину;
- войсковое товарищество и
коллективизм, уважение к команди-
ру и защита его в бою.
Особую ценность боевые традиции
представляют для воинского
воспитания личного состава армии и флота.
Их изучение и пропаган-
да способствует формированию у воинов
высоких морально-боевых ка-
честв, необходимых для достижения победы
в современном бою, помо-
гают готовить воина-гражданина, патриота,
обладающего сильным ду-
хом, несгибаемой волей, мужеством и
храбростью, в совершенстве
владеющего военной техникой и оружием.
Выдающийся полководец
М.В.Фрунзе считал традиции нашей армии
залогом будущих великих
подвигов советских воинов. В своем
приветствии воинам героической
51-й Перекопской дивизии он указывал на то,
чтобы "память о слав-
ном прошлом запечатлелась и, не умирая,
передавалось из поколения
в поколение новым составом полков дивизии.
Воспитательное воздействие боевых
традиций заключается преж-
де всего в силе примера, которая побуждает
новые поколения воинов
идти по стопам своих отцов и дедов, множить
их славные дела, без-
заветно служить Родине. Сила
положительного примера - это огром-
ная сила, а когда она сочетается с идейной
убежденностью, любовью
к Родине, когда мотивами поведения
человека, его действий стано-
вятся благородные цели, она умножается во
сто крат. Известно ведь
из истории, что в годы Великой
Отечественной войны сотни воинов
наших Вооруженных Сил в критические
моменты боя, следуя примеру
Александра Матросова, закрыли своим
телом амбразуры вражеских до-
тов и дзотов; более трехсот советских
летчиков повторили подвиг
Николая Гастелло. Свыше 11000 человек за героизм в боях с немец-
ко-фашистскими захватчиками удостоены
высокого звания Героя Со-
ветского Союза. Положительный пример
героев оказывает воздействия
не только на отдельного человека, но и
на воинские коллективы
в целом.
Славной
страницей в истории русского военно-морского флота
вошло Наваринское сражение 1827 года,
когда дважды было нанесено
сокрушительное поражение турецкому флоту. В
этом сражении особен-
но отличился экипаж корабля
"Азов" под командованием Лазарева.
"Азов" получил 153 пробоины, но
из боя не вышел. Весь экипаж ко-
рабля вел себя героически. Он потопил два
турецких фрегата и кор-
вет, подбил 80-пушечный турецкий корабль,
который выбрался на бе-
рег и взорвался. За эти победы и подвиги
экипаж корабля "Азов"
первым удостоился Георгиевского флага.
Интересно подчеркнуть, что
в составе экипажа этого корабля служили
лейтенант Нахимов, мичман
Корнилов, гардемарин Истомин, впоследствии
ставшие адмиралами и
героями русского флота.
Пропаганда боевых традиций помогает
воспитывать воинов, це-
ментировать воинские коллективы,
мобилизовать личный состав на
совершенствование своего мастерства,
укрепление воинской дисцип-
лины, повышение бдительности, боевой
готовности войск и сил фло-
та. В боевых
традициях воины находят лучший образец для выборы
нравственного идеала, к которому
стремятся, которому подражают,
который является побудителем их поступков.
Боевые
традиции связаны между собой. Они отражают славу, ве-
личие и особенности Вооруженных Сил России и
служат делу повыше-
ния их боеготовности. Боевые традиции явились могучим духовным
оружием нашей армии и способствовали ее
победам.
Армия и флот неотделимы от своего
народа. В армию и флот
ежегодно приходит пополнение с трудового
фронта. Отслужив в рядах
Вооруженных Сил, они снова возвращаются к
труду. Да и сама служба
в рядах армии и флота есть большой и
напряженный труд. Без упор-
ного труда нельзя освоить сложную боевую
технику, нельзя воспи-
тать в себе качества воина, всегда
готового выступить на защиту
Родины и отстаивать ее умело и мужественно.
Воспитательная работа. Взаимоотношения в коллективе
Множество
проблем существует сегодня в нашей стране и в Вооруженных Силах. Некоторые из
армейских проблем возможно решить только на Государственном уровне, другие на уровне Министерства Обороны,
третьи возможно решить силами
командиров и личного состава. Проблема неуставных взаимоотношений относится к
тому типу, которые должны решаться навсех упомянутых уровнях.
Падение моральных устоев в последнее
время усиленное политическим
и экономическим кризисом, вылилось ростом
преступности, захлестнуло
волной безнравственности, бездуховности и
нигилизма. Особо ранима в
этих условиях молодежь. Эта болезнь,
поразившая все наше общество и
нашедшая себе место в армии, в
экстремальных уловиях воинской службы,
выразилась в неуставных взаимоотношениях
между военнослужащими. Сюдаможно отнести неповиновение, злоупотребление
властью, оскорбление, насилие, так называемые "дедовщину",
ущемление прав и достоинства от-
дельных национальностей и другие негативные
явления во взаимоотношени-
ях в воинских коллективах.
Можно ли избежать их ? Если нет, то
хотя бы свести до минимума.
Что может сделать каждый командир для
утверждения в солдатской казарме
нормальных человеческих отношений ? На эти
и некоторые другие вопросы
я попытался ответить исходя из опыта своей
службы, на основании наблю-
дений и выводов, сделанных после изучения
многочисленной литературы по
данному вопросу.
Решение проблемы, как мне видится,
можно условно разделить на два
направления. Во-первых: изучение личности
воина, межличностных отноше-
ний в воинских коллективах, диагностика
неуставного поведения военнос-
лужащих. Во-вторых: работа по профилактике
и предупреждению неуставных
взаимоотношений, реагирование на случаи их
проявления и устранение их
последствий.
Поддержание в
подразделении крепких уставных взаимоотношений яв-
ляется важным условием крепкой воинской
дисциплины, поддержания под-
разделения в постоянной боевой
готовности.
В современных условиях, когда
меняются коренные устои нашего об-
щества, когда до предела накалена
социальная обстановка в государстве
Вооруженные Силы должны оставаться
оплотом стабильности и уверенности.
В значительной мере это зависит от
командного состава Вооруженных Сил.
Важнейшим условием поддержания
уставных взаимоотношений в части и
подразделении является совершенствование
организаторской деятельности
командного состава, его профессиональная
компетентность, ответственное
отношение к выполнению воинского долга,
высокая требовательность к се-
бе и людям, сочетаемая с заботой о них.
Сплочению воинских коллективов
способствует целенаправленная пов-
седневная работа по воинскому, правовому
и нравственному воспитанию
личного состава, строгое выполнение
правил, установленных законами и
воинскими уставами Российской Федерации,
постоянная забота командиров
и начальников об улучшении быта своих
подчиненных, совершенствовании
их культурного, бытового и медицинского
обслуживания, борьба за нравс-
твенную чистоту отношений, незамедлительная
реакция на малейшее прояв-
ление "дедовщины",
"землячества" и других негативны традиций.
Командиры частей и подразделений
призваны и впредь вести активную
работу по повышению уровня
дисциплинированности и организованности
личного состава. Все это является
надежным гарантом способности Воору-
женных Сил выполнять возложенную на них
ответственную задачу по защите
нашей Родины.
Заключение
Рассмотренные
выше направления воспитательной работы непосредственно связаны с состоянием
воина в обычное и военное время. Игнорирование вышеперечисленных аспектов ведёт
к резкому ухудшению психического сотояния воина в бою и значительному снижению
эффективности его боевой деятельности.
Список использованной литературы
1. "Вопросы воинского
воспитания", Сборник статей, Москва,
Воениздат - 1985г.,- 178 с.
2."Проблемы
воинского воспитания", Воениздат, Москва-
1979г.- 273 с.
3. "О долге и
чести воинской в Российской Армии", Собрание
материалов, документов и статей,
Воениздат,Москва- 1990г.
4. "История государства
Российского", Изд."Пламя",1992 г.- 410с.
5. Зуев Ю.П. Уставные взаимоотношения: как
они формируются.- М.:
Воениздат, 1986.
5. Методика поэтапной
профилактики неуставных взаимоотоношений в
подразделениях. -
М.:Воениздат, 1987.
6. Профилактика
конфликтов на национальной основе (опыт,анализ,
рекомендации). -
М.: Воениздат,1991.
|