Архитектурные памятники первой половины XIX века
Архитектурные памятники первой половины XIX века
Архитектурные памятники первой
половины XIX века.
В первой
трети девятнадцатого века создаются ни с чем не сравнимые шедевры архитектуры
высокого классицизма, ансамбли красивейших площадей Петербурга. При Александре
первом господствовал упрощённый, лишённый фантазии стиль. Как и в восемнадцатом
веке, в девятнадцатом в основу был взят принцип регулярности застройки. С
особой силой проявляется значение Невы как главной артерии и основной
композиционной образующей в центре Санкт-Петербурга. Почти всё пространство,
занимаемое в настоящее время Петербургом, в середине девятнадцатого века уже
вошло в черту города и было застроено. Были возведены важнейшие здания,
сохранившиеся до наших дней с небольшими изменениями. Частных построек было
мало. Прокладывались новые улицы, обстраивались площади. Улицы мостились
крупным булыжником.
Ансамбль Смольного.
Проект комплекса монастыря состоит из собора с
колокольней, служебных и жилых корпусом, трапезной и других помещений. Собор
монастыря – замечательный образец архитектуры этого периода, одно из лучших
произведений Ф. Б. Растрелли. Великолепный комплекс создан в стиле русского
барокко. Ансамбль был запроектирован в традициях русских монастырских
комплексов с пятиглавым собором в центре огромного крестообразного в план двора,
ограждённого по периметру протяжённым монастырским зданием. Отдельно стоящая
колокольня представляет собой многоярусное сооружение высотой 140 метров, – так
пожелал император, чтобы превзойти колокольню Ивана Великого. Достройка и
внутренняя отделка собора была осуществлена архитектором Стасовых в 1832-1835-х
годах. Монастырь был первым женским учебным заведением в России для девушек
дворянского происхождения.
К югу от монастыря в 1806-1808 годах по
проекту Д. Кваренги было построено здание Смольного института со служебными
корпусами, садом ми оградой. Здание предназначалось для закрытого учебного
заведения – Института благородных девиц, который стал называться институтом
благородных девиц. Широкий курдонер охвачен в плане зданием с великолепным
восьмиколонным портиком ионического ордера, поднятым на аркаду цокольного этажа
главного западного фасада. Здание Смольного построено в формах, свойственных
становлению стиля высокого классицизма.
Михайловский замок.
Территория ансамбля располагалась на правом берегу
реки Фонтанки, недалеко от её истока, за вторым летним садом, с южной стороны
верховья реки Мойки, и занимала часть обширной территории Третьего Летнего
сада. Здесь, на берегу Фонтанки и Мойки, Пётр I для Екатерины I когда-то
построил летний дом, вокруг которого был разведён сад. Дом этот посещался редко
и мало-помалу обветшал. В конце 30-х годов восемнадцатого века для Анны
Иоанновны был выстроен новый дворец, а старый разобран. Строился он Ф.Б.
Растрелли и был шедевром русского барокко. Жила же в новом дворце Елизавета
Петровна, здесь Екатерина II принимала официальное поздравление по случаю
вступления на престол. В нём же родился будущий император Павел I. После
смерти Екатерины II Павел I приказал в 1779 году разобрать дворец и на его
месте построить дворец-замок, при котором должна была быть церковь архистратига
Михаила, сам же замок было принято называть Михайловским. В его торжественноё
закладке принимал участие и сам император с императрицей Марией Фёдоровной.
Замок был готов к 1800 году, 8 ноября состоялось освещение, одновременно с
освящением его церкви. Потайные ходы, окружавшие его земляные валы и каналы с
подъёмными мостами, казались Павлу I надёжной защитой от дворцовых переворотов.
Но императору удалось пожить в новой резиденции недолго. Здесь же, в ночь на 11
марта 1801 года, он был задушен заговорщиками. Михайловский замок и
площадь-плац называемая Коннетабльской, отделялась от окружающей территории
глубокими каналами с переброшенными через них подъёмными мостами. Каждый из
четырёх фасадов замка решён своеобразно и не повторяет другой. Стилевые
сосбенности архитектуры замка открывают перед нами двери в XIX век.
В ансамбль Михайловского замка включают
так же Михайловский манеж, конюшни.
В 1823 году в замке было размещено Главное
инженерное училище, с этого времени он стал называться Инженерным замком.
Александринский театр
На Александринской площади находился
деревянный Итальянский павильон. Его решено было переделать в театр. В 1801
году деревянный театр по проекту В. Бренны был готов. Вначале его называли
театр Казасси по имени руководителя труппы, но с 1803 года театр стал
называться Малым. Малый театр своим видом не соответствовал тому ответственному
месту, которое занимал на площади, да и вместимость зрительного зала была
недостаточная. В 1811 году принимается решение о строительстве в этом районе
нового театра. Начавшаяся война приостановила проектирование. К вопросу о
строительстве театра вернулись лишь в 1818 году. Проектировал театр К. И.
Росси. Работа у архитектора заняла с небольшими перерывами 20 лет, и в
результате трудоёмкой работы он создал уникальный проект театрального ансамбля.
Строился театр с 1828 по 1832 год. Он
расположен в глубине площади и обращён своим главным фасадом к Невскому
проспекту. Здание Александринского театра играет в ансамбле площади
доминирующую роль. Оно является образцом высокого классицизма в архитектуре.
Обработанные рустами стены нижнего этажа служат как бы цоколем торжественных
колоннад, украшающих фасады здания. Шестиколонная лоджия коринфского ордера
главного фасада с аттиком, украшенным барельефными скульптурами Славы и Лиры,
на котором установлена квадрига Аполлона, придают театру особую величавость. В
нишах главного фасада – статуи муз Терпсихоры и Мельпомены. Задний фасад помимо
пилястр украшен также статуями муз Клио и Эвтерпы.
Первая половина девятнадцатого века превратила
градостроительное ядро Петербурга в уникальную, целостную систему архитектурных
ансамблей, не имеющих себе равных истории мирового градостроительства
искусства.
Реферат
По истории и культуре Санкт-Петербурга
На тему:
Архитектурные памятники первой половины XIX века.
Ученицы 9а класса
214 лицея
Петроченковой Анастасии
|