Культурные памятники Кировского района города Санкт-Петербурга
Культурные памятники Кировского района города Санкт-Петербурга
Государственная
Полярная Академия
Кафедра философии и
культурологии.
Реферат на тему:
Культурные
памятники Кировского района Санкт-Петербурга
Выполнил: Ремизов Дмитрий
Группа: 211
Санкт-Петербург 2002
История Кировского (раньше Московско-Нарвского)
района уходит в далёкое прошлое. В самом начале XIX века, когда Петербург
был поделен на 12 полицейских частей, одной из них стала Нарвская часть.
Название «Нарвская» подчеркивало связь этих мест с дорогой, уходящей от столицы
на Нарву. В пределах пригородной столичной зоны эта дорога чаще именовалась
Петергофской. Именно Петергофская дорога стала градообразующей осью для
прилегающих земель от реки Фонтанки в сторону Нарвских городских ворот и с
удалением городской черты от центра.
С середины XIX века Нарвская часть и Петергофская дорога утратили свою внешнюю
привлекательность. Предместье столицы к этому времени приобретает промышленный
облик. Здесь быстро строятся фабричные здания, начинается промышленный бум.
Важнейшим производственным объектом Санкт-Петербурга и страны в целом стал
знаменитый Путиловский завод. И в настоящее время Кировский (Путиловский)
завод, который отметил своё 200-летие, является крупнейшим предприятием района,
определяющим его инфраструктуру и своеобразие.
Рядом с площадью Стачек
возвышается прекрасный памятник во славу русского оружия - Нарвские
триумфальные ворота, построенные из гранита и украшенные бронзой. Они состоят
из 20 колонн, вышиною в 19 аршин, расположенных в 2 группы и соединенных
красивым сводом. На
нем помещены фигуры «Славы» и
«Победы» в колеснице, которую мчат кони.
На обеих сторонах Ворот, в
нишах, поставлено по две бронзовых статуи воинов в старинном русском
вооружении, и над ними высечены названия 18 гвардейских полков. На аттике
(стенке над карнизом, предназначаемой для надписей и барельефов) надпись
бронзовыми буквами: «Победоносной российской Императорской гвардии
признательное отечество в 18 день августа 1834 г.», а над аркой: «Воздвигнут
повелением Императора Александра I». С внутренней стороны ворот надпись:
«Сооружены значительным денежным соучастием начальствовавшего гвардейским
корпусом генерала Уварова». Построены Ворота архитектором Стасовым; модели
исполнены Демут-Малиновским и другими художниками. Рядом с аркой расположилась
застава, через которую обязательно должны были пройти путники, направлявшиеся в
столицу.
По соседству с Нарвскими
воротами возвышается здание Дворца культуры имени А.М. Горького (возведено в
1925-27 гг. ). Архитекторы – А.И. Гегелло, Д.Л. Кричевский, инженер – В.Ф. Райлян.
Дворец – один из первенцев советской архитектуры – получил международное
признание: в 1937 году на всемирной выставке в Парже архитектору А.И. Гегелло
был присужден почётный диплом «Гран-при».
На территории зелёного массива,
который занимает территорию более 25 гектаров, ограниченную с запада рекой
Екатерингофкой и Гутуевским островом в самом начале XVIII
века по велению Петра I был создан пригородный дворцово-парковый
ансамбль, построенный императором своей жене Екатерине и потому названный
Екатерингофом. Многочисленные некогда сооружения и павильоны Екатерингофского
парка исчезли ещё в XIX веке. Сам парк был запущен, а вновь
благоустроен лишь после революции. В советские времена Екатерингоф назывался
парком имени 30-летия ВЛКС. Сейчас парку было возвращено историческое название.
Екатерингофский парк является одним из крупнейших в юго-западной части города.
На центральной алее парка в начале 1956 года был установлен монумент,
посвященный героям «Молодой гвардии». Памятник создали скульпторы В.И. Агибалов,
В.И. Мухин, В.Х. Федченко и архитектор В.Д. Кирхоглани.
Площадь перед зданием исполкома райсовета
носит название Кировской. Здесь в 1938 г. был установлен памятник С.М. Кирову
(скульптор Н.В. Томский, архитектор Н.А. Троцкий). Этот памятник считается
одним из лучших образцов советской монументальной скульптуры. Поставлен на
гранитный тёмно-зелёный постамент в центре площади. По его периметру
расположены четыре бронзовых барельефа, посвященных счастливому детству, труду
советских людей, гражданской войне.
Ограда Сада 9 января, в прошлом – решетка от
Зимнего Дворца (архитектор Р.Ф. Мельцер), - имеет трудную судьбу. В 1919 году
решетку, прережившую штурм Зимнего, победивший пролетариат решил убрать. Но в
своем полуразрушенном виде она всё же простояла на прежнем месте еще несколько
лет. В 1924 году по просьбе рабочих Кировского завода она была установлена на
Петергофском тракте, ставшим к тому времени проспектом Стачек, в Саду 9 января.
На территории этого сада в 1905 году находился трактир «Старый Ташкент», в
котором была составлена петиция, с которой рабочие шли к царю в январе 1905
года. В 1990 году было принято решение о реставрации. В настоящее время
отреставрированы и установлены 8 секций ограды.
Путиловский (ныне Кировский) завод, основанный в 1801 году, может
считаться одним из старейших русских заводов.
Начало Путиловскому заводу положено было перемещением в Петербург
Кронштадского чугунно-литейного завода. В течение своего существования завод
несколько раз переходил то в казну, то к частным владельцам. Название свое он
получил от фамилии инженера Путилова, который в 1868 году купил завод и сильно
развил его деятельность, изготовляя на нем металлические изделия, с успехом
конкурировавшие с иностранными.
Дворец культуры, носящий имя героя гражданской войны путиловца И.И.
Газа. План Дворца культуры решён в виде гигантской буквы «П». В центре
возвышается объём зрительного зала, являющегося ядром архитектурной композиции.
Киноконцертный зал на 1000 мест, удобное помещение для занятий всевозможных кружков
и самодеятельных творческих коллективов, просторные фойе и гостиные, где
устраиваются выставки, проводятся вечера встреч с интересными людьми и другие
культурно-массовые мероприятия. Перед фасадом здания в сквере находится
памятник И.И. Газа, установленный в 1963 году.
Район расположенный между линией окружной железной дороги и речкой
Красненькой носит название Автово. В давние, допетербургские, времена здесь
стояла небогатая финская деревушка Аутово. Как полагают исследователи, название
это восходит к финскому слову «ауто», что означает «пустошь». При въезде в
Автово стоит памятник «Танк-победитель» (авторы композиции – архитектор В.А.
Каменский, скульптор Г.Ф. Ветютнев)
В 1968 году в сквере между Краснопутиловской улицей и проспектом
Стачек, перед фасадами первых автовских зданий, был установлен монумент,
посвященный Ленинскому Комсомолу. По проекту скульпторов В.И. Городона, О.И.
Кузнецова, В.Г. Тимошенко, архитекторов В.Б. Фабрицкого и К.П. Шмелёва.
Дворец бракосочетания и торжественных регистраций рождений, который
находится на простпекте Стачек 45, в прошлом был домом княгини Е.Р. Дашковой –
президенкта Петербургской Академии наук и Российской Академии. До сих пор имя
архитектора точно не установлено, но историки архитектуры предполагают, что
атором проекта был Джакомо Кваренги. В начале XIX столетия дом Дашковой
сдавался в аренду одному из петербургских клубов, где собирались литераторы.
Здесь читал свои басни и великий баснописец Иван Андреевич Крылов.
Участок земли близ Дома Культуры «Кировец» (проспект Стачек, 158) в
50-х годах XVIII столетия принадлежал графу К.Е. Сиверсу, при котором
в 1761 году был построен дворец (ныне здание Дома Культуры). Проект осуществил
архитектор Б-К Растрелли. Дворец был выстроен в стиле барокко, украшен
скульптурами, многочисленными декоративными деталями. В конце XVIII
века дворец был перестроен архитектором И.Е. Страповым в более строгих формах
классицизма.
В середине 70-х годов XVIII века на Петергофской дороге (проспект Стачек,
162) для президента Адмиралтейской коллегии графа И.Г. Чернышева была построена
усадьба «Александрино» (архитектор неизвестен). Центральный усадебный дом –
двухэтажный, с невысоким куполом, квадратный в плане. Выступы обработаны
портиками из четырёх колонн. Два симметричных боковых флигеля соединены с
главным корпусом одноэтажными галереями – переходами. Примечательно, что этот
загородный дом Чернышева имеет значительное сходство с Таврическим дворцом.
9 февраля 2001 года состоялось
освящение храма во имя Казанской Божьей Матери у Красненького кладбища (пр.
Стачек, 98). Автор проекта – В. Харитоненко. Церковь была построена в рекордно
короткий срок – с августа 2000 по февраль 2001.
Центральная библиотечная система
Кировского района состоит из 11 библиотек-филиалов и в течение года обслуживает
более 66 тысяч читателей всех возрастных категорий. Основные направления
деятельности Центральной библиотечной системы – обслуживание социально
незащищенных слоёв населения, обеспечение нотно-музыкальным материалом,
обеспечение педагогической литературой, краеведение, профориентация, досуговые
формы.
Государственный музей «Нарвская
застава» с 1972 по 1990 гг. является народным историко-революционным музеем. С
1 октября 1990 года музей стал историко-краеведческим, экспозиция которого
рассказывает об истории Кировского района с древнейших времен и до наших дней.
К 300-летию Санкт-Петербурга музей готовит новую экспозицию по истории
Петергофской дороги. Литературный музей «А.Ахматова. Серебряный век» создан
Заслуженным работником культуры РФ Биличенко В.А. В 2000 году музей подучил
новое помещение по адресу ул. Автовская д.14
На протяжении 10 лет в Кировском районе
работают 5 детских театров. В Государственном театре детского балета (пл.
Стачек д.4) в ноябре 2000 г. состоялась премьера балеты «Щелкунчик». Художественный
руководитель театра и постановщик балета И. А. Сафонова награждена дипломом
Победителя Х Фестиваля "Театры Санкт-Петербурга" 2001 года.
Клоун-мим-театр "Мимигранты" является обладателем приза "Золотой
клоун" и стал Лауреатом 2-х Международных фестивалей.
Список использованной литературы:
1. В.Г. Лисовский. Ленинград: Районы новостроек.
Л.1983
2. И.И. Левитан. Площадь Стачек. Л 1987
3. Н.А. Синдаловский. Легенды и мифы
Санкт-Петербурга СПб 1997
4. Путеводитель по Санкт-Петербургу. Репринтное
воспроизведение издания 1903 года. Л.1991.
|