Померанцев Александр Никанорович
Померанцев Александр Никанорович
ТЕМА:
Померанцев Александр Никанарович
Выполнила:
ученица 8 «А» класса
средней школы №10 Пахомовская
Е. П.
Проверила: Баяндина Л. В.
г. Краснокамск 2009г
Померанцев, Александр Никанорович
Биография
Родился в 1849 году
в Москве. До 1874 учился в Московском училище
живописи, ваяния и зодчества, затем — на архитектурном отделении Академии
художеств в Петербурге. В 1878—1883 годах стажировался за
границей (Италия, Франция, Швейцария).
Вернувшись в Россию
в 1887 году, за выполненные в Италии обмеры Палатинской капеллы получил звание академика, в
1888 году был назначен адьюнкт-профессором при архитектурном классе Академии
Художеств. С 1892 — профессор архитектуры, с 1893 — действительный член ИАХ, с
1894 — ректор Высшего художественного училища при Петербургской Академии
художеств, в 1899—1900 ректор ИАХ.
Работы
Первая работа
Померанцева — деревянная церковь в с. Федоскино Московской области.
В 1895—1896 Померанцев —
главный архитектор Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Им выполнены генплан выставки и
проекты основных павильонов (Главный, Среднеазиатский, Машинный, Искусств).
Большинство его проектов использовали новаторские для 1890-х гг. металлические
каркасы В. Г. Шухова, за исключением павильона
Искусств — традиционной купольньой конструкции в стиле поздней эклектики.
Наиболее известным
из сооружений архитектора Померанцева стали Верхние торговые ряды (позже — ГУМ),
построенные в Москве в 1889—1893 годах — проект, победивший в открытом конкурсе
1888—1889 и дополнивший ансамбль зданий в «русском» стиле близ Красной площади (Исторический музей, Городская
дума, Средние и Заиконоспасские торговые ряды). Проект перекрытий Верхних
торговых рядов разработал В. Г. Шухов. В 1894 году по его проекту
на деньги русского мецената Юрия Степановича Нечаева-Мальцева (1834 – 1913) в
с. Берёзовка Данковского района Липецкой области была построена двухпрестольная
церковь вмч. Дмитрия Солунского и Покрова Пресвятой Богородицы. Она является
ярким воплощением эклектического направления. Снаружи церковь обложена белым
тёсаным резным венёвским камнем. Внутри церкви - колонны в мавританском стиле,
роспись по рисункам Васнецова, мозаика мастера Фролова, а крыша, хоры и
лестницы сделаны по чертежам Шухова. Церковь была освящена 17.08.1891 г.
преосвященным Мелетием, архиепископом Рязанским. Церковь до сих пор существует,
на данный момент ведутся проектно-реставрационные работы, финансирование
проводит меценат Черногиль Виталий Богданович.
Эклектика — основа
творчества Померанцева: с одной стороны — композиционная пышность при обилии и
измельчённости декора,
с другой — грандиозность и размах, разработка новых конструкций и новых типов
зданий, тяготение к большим размерам и крупным масштабам, c третьей —
великолепное знание классических и национальных русских приёмов. Однако именно
Померанцев осуществил в Москве один из крупнейших проектов в стиле модерн — строительство комплекса сооружений Малого кольца
Московской окружной железной дороги (1898—1908).
Померанцев заведовал художественной частью этого проекта, сотрудничая с такими
инженерами, как Л. Д. Проскуряков и П. И. Рашевский. По проекту Померанцева на Миусской площади в Москве с 1911 года велось
строительство грандиозного (на 4 тыс. человек) девятиглавого храма Александра Невского в ознаменование освобождения
крестьян 1861 года.
В 1915 был освящен
первый придел; до октября 1917 собор не был завершен и впоследствии был уничтожен в 1952. А. Н. Померанцев
выполнил также архитектурную часть памятника Александру III близ храма Христа Спасителя (установлен в 1900,
снесён в 1918 году). Всего, Померанцев спроектировал три собора в память
Александра Невского — в Москве, Петербурге и Софии.
Умер в в 1918 году в Петрограде.
Музейная
деятельность Н.Н. Померанцева 1920 – 1931 гг.
Одним
из сложных и неоднозначных периодов в истории нашего государства можно
назвать первые послереволюционные годы. На волне разрушения «старого мира»
уничтожались многовековые памятники истории России. Подобная участь не
миновала и кремлевскую сокровищницу. Однако благодаря самоотверженной борьбе
деятелей культуры начала XX века многие вещи из разграбленных и разрушенных
церквей, монастырей, усадеб, частных собраний были сохранены. Нужно отметить,
что в эти годы именно человеческий фактор был основополагающим в деле
спасении культурного наследия. Появление в последнее время ряда исследований,
в которых предпринимаются попытки воссоздать объективную картину событий
первых послеоктябрьских десятилетий, введение в научный оборот новых
источников, новые методологические подходы к освещению проблемы - позволяют
создать портреты людей, самоотверженной борьбе которых мы обязаны сохранению
памятников российской истории и культуры. К плеяде русских музейщиков,
внесших огромный вклад в развитие музейного дела в России в годы советской
власти, относится Николай Николаевич Померанцев.
В докладе предполагается показать роль Н.Н. Померанцева в становлении Музеев
Московского Кремля в первые послеоктябрьские годы. Многогранная деятельность
Николая Николаевича всегда была связана с Кремлем. Он стоял у истоков
создания кремлевских реставрационных мастерских. Участвовал в многочисленных
экспедициях по поиску и спасению раритетов и реликвий. Непосредственно при
его участии в музее была налажена работа по описанию коллекций, их изучению и
представлению в стенах музея – был подготовлен ряд постоянных экспозиций и
временных выставок в соборах и гражданских зданиях Кремля. Результатом его
экспедиционной деятельности было пополнение коллекций музея новыми
памятниками. Вплоть до последних своих дней Н.Н. Померанцев был одним из
первых в рядах музейных работников, спасавших памятники нашей истории и
культуры. Однако особое внимание предполагается уделить периоду 1920-30х гг.,
поскольку именно в это время он официально работал в музее.
В 1920 г. он становится заведующим отделом “Соборов-Музеев”, который
впоследствии был преобразован в “Отдел Памятников Кремля”. Параллельно работал
хранителем в Оружейной палате, в 1922 г. на него возлагаются обязанности
заведующего Секцией церковного серебра. И все это время оставался научным
сотрудником Музейного отдела Наркомпроса. За годы работы в Оружейной палате
Николай Николаевич стал ведущим специалистом в области древнерусского
искусства. Благодаря его кипучей деятельности были спасены от переплавки и
продажи за границу многие ценнейшие памятники. Заложенные им в 1920-30-е гг.
принципы работы и подходы к изучению памятников и в настоящее время
используются и развиваются сотрудниками музея.
Нужно отметить, что еще при жизни заслуги Померанцева были оценены по
достоинству. Он был удостоен Государственной премии РСФСР и звания
Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
На протяжении всей жизни он был щедрым рассказчиком, советчиком и опытным
учителем многих начинающих специалистов. Еще и поэтому его бывшие коллеги с
теплом вспоминают Н.Н. Померанцева. Они рассказывают не только о его
профессиональных заслугах, но и о широте души, силе характера,
доброжелательности.
|
|