Большая коллекция рефератов

No Image
No Image

Реклама

Счетчики

Опросы

Оцените наш сайт?

No Image

Шпаргалка по международному праву

Шпаргалка по международному праву

1.Понятие и система современного МП. МП- это система юр.норм, регулирующих

межгос.отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.

Межгос.отношения – отношения с участие гос-тв, межгос.организаций и

гос.образований (нации, борющиеся за создание собственного гос-тва, вольные

города). Система МП представляет собой комплекс юр.норм, подразделяющихся

на самост. части (отрасли, подотрасли, институты). Структура: внутренняя

организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их

взаимосвязи. Нормы МП: юридически обязательные к исполнению правила

поведения гос-тв и др.субъектов МП, устанавливаемые самими субъектами.

Нормы: договорные и обычные международно-правовоые (неписанные правила);

универсальные (для большинства субъектов МП) и локальные (для субъектов

одного региона, ограниченного курга субъектов); имеративные (jus cogens

признается всеми субъектами и обязательна для всех, отклонение от нее

недопутсимо) диспозитивные (предоставляют субъектов возможность определять

свое поведение); материальые (устанавливают права и обязанности по

конкретным правоотношениям) и процессуальные (устанавливают порядок

реализации матер.норм); регулятивные (устанавливают конкретные права и

обяханности) и охранительные (гарантируют раелизацию регулятивных норм);

обязывающие, разещающие, управомоч-щие. Система МП делится на отрасли -

крупные блоки международно-правовых институтов и норм, регламентирующих

обособленные межд. отношения, отличающиеся качественным своеобразием.

Каждая отрасль помимо того, что руководствуется общими принципами МПП,

имеет и свои “собственные” принципы. Например, в космическом праве

действует принцип запрещения национального присвоения космического

пространства и т.п. Помимо этих отраслей существуют право М безопасности; М

гуманитарное право; дипломатическое и консульское право; М морское право и

т.д.. Отрасли МП, в свою очередь, состоят из более простых образований -

подотраслей и институтов. Подотрасль регулирует обычно либо конкретные

отношения в специфической ситуации, либо отношения двух или нескольких

отраслей МП. Международно-правовой институт - группа межд.норм,

регламентирующих однородные отношения. Пример: институт гражданства в

гуманитарном праве, институт признания или правопреемства и т.д.

2. Международно-правовые средства борьбы с массовыми нарушениями прав и

свободчеловека

Принцип уважения прав чел-ка и основных свобод получил признание в качестве

основного принципа общего МП с принятием У. ООН. Была признана неразрывная

связь между поддержанием и сохранением международного мира и безопасности и

свобод человека. Принципы в Уставе ООН: основополагающее значение

достоинства и ценности человеческой личности, равноправие народов,

равноправие мужчин и женщин. Недопустимость дискриминации по признпкам

расы, пола, языка и религии. Во Всеобщей деклорация прав человека – 1948

г., Международ. пакт об экономических, социальных и культурных правах и М-

ном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. Более подробно

описаны права человека. Но возможно ограничение для гос безопасности и т.

д. В 1975 г принят акт и борьба за права потвердила Всемирная Конференция

по правам 1993 г. Был заключен ряд конвенций по конкретным аспектам: о

предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948), о

ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966), о ликвидации всех форм

дискриминации в отношении женщин (1979), о правах ребенка (1989) и др.

4. Понятие права международной безопасности и его источники. ПМБ –

совокупность межденародных принципов и норм, направленных на поддержание

международных принципов и норм, направленных на поддержание международного

мира и обеспечение б/ов самых различных областях – военной, политической,

экономической, финансовой, гуманитарной,экологической и др. Основные

принципы: 1) неприменение сылы и угрозы силы; 2) невмешательство во

внутренние дела; 3) мирное разрешение споров 3) принцип разоружения 4)

ответственность гос-ств за агрессию 5) принцип поддержание мира и б/о; 6)

неделимость б/о – одна и одинакова для всех; 7) принцип равной б/о- для

всех в равной мере. Средства обеспечения МБ делятся на стредства: 1)

укрепления мира – разоружение, меры доверия, создания безядерных зон; 2)

поддержания мира – мирные средства разрешения конфликтов и операции по

поддержанию мира; 3) востановление мира – принудительные действия ОНН.

Источники – это универсальные договора (Устав ООН, соглашения о

разоружении), региональные договора, двусторонние соглашения (о мире и

дружбе, о разоружении и др.).

5. Кардинальное отличие МП от внутрегосударственного права.

6. Порядок создания международных организаций и прекращение их

функционирование: основные признаки МО

МО учреждаются договорным путем между гос-ми или в решении уже существующей

орг-ции. Процесс проходит в 3 этапа: 1. Принятие учредительного документа

(устав); 2. создание материальной структуры организации, для этой цели

используется спец. подготовительные органы, создаваемые этими гос-ми.

Данный орган занимается такими вопросами как создание штаб-квартиры,

повестка и т.д). 3. Созыв главных органов. Прекрощение существования МО

происходит по волеизлеянию членов гос-ств. Подписывается протокол о

роспуске как ОВД, который должен ратифицироваться. Для урегулирования

споров можно создать ликвидационный комитет. Если в место ликвидируемой

организации создается новая – то возникает вопрос правоприемственности,

решаемый соглашениями между орг.

С появлением МО появляется предмемет правового регулирования отношений МО.

Право междкнародных организаций – отрасль современного международного

права, включающая принципы и нормы, регулирующие вопросы создания,

организации и деятельности МО. Приципы: 1. соответсвие создания и дея-ти МО

общепризнаным принципам МП; 2. ответственность МО за правонарушения; 3.

добровольное членство МО. Международные договора (МД) в контексте с МО - 3

группы: 1. между гос-ми (учреждение МО) 2. между гос-ми и МО

(местонахождение штаб-квартиры) 3. между МО и МО (сотрудничество).

Разновидности МО: межгос-ные (межправит-ные) (это объединение гос-тв,

учрежденное на основе межд.договора для достижения общих целей, имеющее

постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при

уважении их суверенитетаи) неправительственные организации (созданы не на

основе международного договора и объединяют физ. и/или юр.лиц (например,

Ассоциация международного права и др.) основными признаками

межправительственных организаций являются: - членство трех и более

государств; - наличие учредительного межд.договора; - наличие постоянных

органов и штаб-квартиры; - уважение суверенитета гос-тв-членов; -

невмешательство во внутренние дела; - установление порядка принятия решений

и их юридической силы. МО классифицируются и по другим признакам. По кругу

участников меж.межгос.организации подразделяются на универсальные (напр.

ООН), региональные (О Афр. Един.) и межрегиональные (ОПЕК). По сфере

затрагиваемых в решениях вопросов МО подразделяются на организации общей

(эконом., научные) и специальной компетенции (Всемирный почтовый союз). По

характеру полномочий различают межгос-ные ( цель - расширение межгос-ного

сотрудничества) и наднациональные (надгос-ные) организации (цель –

интеграция). Их решения распространяются непосредственно на граждан и

юр.лица государств-членов (приближается к такому типу организаций

Европейский Союз). В соответствии с порядком вступления организации делятся

на открытые (свободный вход и выход) и закрытые (прием в члены производится

с согласия первоначальных учредителей).

Только международные межправительственные организации (ММО) относятся к

субъектам международного права. Имеют учредительный документ, который

наделяет их правом. Неправительственные МО этим правом не обладают.

7. Основные источники МП

Норма МП – правило поведения, которое признается государствами и другими

субъектами МП в качестве юридического обязательства.

Единственным способом создаия международно-правовых норм – соглашение

субъектов МП. Юр.значение источников МП – формы, в которых выражается

согласованная форма субъектов МП (форма поведения – договор). Источники МП

делятся на 2 группы: 1 основные источники: договоры, обычаи; 2

вспомогательные: - общие принципы права, которые признаны цивилизованными

народами; - судебные решения; - доктрина (научная разработка); -

одностороннее действие гос-тв (пример: государство принимает закон об

иностранцах и определяет статус иностранца); - заявления глав гос-тв, глав

правительств; - совместные заявления гос-тв. Межд. обычай - сложившееся в

межд.практике правило поведения, за которым субъекты МП признают юридически

обязательный характер. Межд. договор - соглашение между субъектами МП

относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и

обязанностей. Нормы бывают универсальные (для всех) и партикуляр (анг.

редкий) (для ограниченного круга – локальные). По методу воздействия бывают

диспозитивные (анг. регулирующие) и императивные jus coges (распоряжение).

Источник права бывает Материальный – международные отношения и Формальный –

форма, в которых находят свое выражение нормы права. В ст. 38 Статута МС

ООН перечень международных источников: 1. международные конвенции; 2.

международные обычаи; 3. общие принцыпы права; 4. указанные в ст 59 решения

и доктрины по публичному правуразличных наций, но вспомогательно.

Кадификация МП – систематизация М-П норм, осуществляемая субъектами МП. 1.

Бывает Официальная - реализуется в форме МД и неофициальная – учеными,

национальными институтами и т. д. (Ассоциация МП).

8. СНГ: правовой статус, компетенция, главные органы

СНГ (междунар. Межгосудар. Орг.) – объединение государств, основанное на

началах суверенного равенства всех его членов, являющихся самостоятельными

и равноправными субъектами МП. 8 дек 1991 – в Минске (БР, Росс,Укр)

Соглашение о создании СНГ которое подписали все остальные кроме прибалтов и

Грузии 21 дек 91 о присоединении. 22 января 1993г принят Устав СНГ и

вступил в силу через год. Цели: 1. сотрудничество в политической

экономической, экологической, гуманитарной, культурнойи иных облястях; 2.

общее экономическое пространство; 3. обеспечение прав человека; 4.

сотрудничество в сфере обеспечения мира и разоружения; 5. содействие в

передвижении гр-н по СНГ; 6. в др. сферах правовых отношений; 7. мирное

разрешение конфликтов между странами. Интересы: 1. Обеспечение прави

человека; 2. внешнеполит деятельность; 3. формирование ощеэкономического

пространства.общеевропейского и евразиатского рынков; 4. таможенная

политика; развитие транспорта и связи; 5. окружающая среда; 6. социальная

и миграционная политика; 7. борьба с орг. преступностью; 8. Оборонная

политика и охрана границ. Согласно Уставу есть гос-ва-учредители и гос-ва

члены. Украина и Туркменистан не ратифицировали и являются гос-ми-

участниками. Органы: 1.Совет глав гос-тв (СГГ) – предствлены все, 2 раза в

год; 2. Совет глав правительст (СГП) – координация сотрудничество

правительств в эконом., культур. сферах, 4 раза в год. Любой гос-во может

заявит о незаинтересованности в вопросе – не влияет на решение; 3. Совет

министров Иностранных Дел (СМИД) – координация внешних политик на основе

решений СГГ И СПГ. Координационно-консультативный комитет – действует

постоянно, 2 чел с каждого гос-ва и Координатор, назначаемый СГГ.

Вырабатывает и вносит предложения. Секритариат находится в Минске. СГГ-

состоит: 1. совет министров обороны; 2. предусматривается создание главное

командывание Объединенных В. С. И группу наблюдателей для обеспечения мира;

Совет командующих пограничными войсками. Экономический суд – обеспечение

выполнение эконом обязательствв СНГ. Коммисия по правам человека –

консультативный орган и наблюдает за обязательствами. Межпарламенская

ассамблея – состоит из парламент. делегаций, расматривает законодательные

вопросы и свои рекомендации направляет СГП. В феврале 99 на СМИД обсудили

вопрос расформирование и проект новой структуры: 1. Экономический союз. 2.

единый исполнительный комитет – координация всех органов СНГ; 3. единый

бюджет СНГ.

9. Архипелажные воды

Согласно III Конвенции ООН по морскоми праву от 1982 - это воды гос-ва

архипелага, расположенные в пределах прямых архипелажных исходных линий (не

более 100 миль), соединяющих наиболее выдающиеся в море точкинаиболее

отделенных остравов и осыпающих рифов архипелага. Гос-во-архипела – состоит

полностью из архипелпага (ов) и может включать др. острава. Архипелаг –

группа остравов, влючая части остравов, соединяющие их воды и др. природные

образования. Арх.-гос-во составляет коридор прахода судов по водам шириной

в 50 миль и утверждает его в международной морской организации (ММО).

10. Вспомогательные средства для определения правовых норм

Вспомогательные источники представляют собой лишь результат определенных

стадий процесса создания, развития, изменения, уяснения или толкования того

или иного принципа и ли нормы международного права; они выступают как

“вспомогательное средство для определения правовых норм” (ст.38 Статуса

Международного Суда). Такими источниками могут быть:1. постановления

межправительственных организаций; 2. решения международных и арбитражных

судов; 3. нормы национального законодательства и решения национальных

судов, 4. доктрины юристов-международников. Как закреплено в статуте

Международного Суда (ст.38, п.1), Международный суд в качестве

вспомогательных средств для определения правовых норм применяет “судебные

решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному

праву различных наций”. Решения Международного Суда и арбитражных

судов — это акт толкования или применения той или иной нормы международного

права; они не имеют нормообразующей силы, так как не являются результатом

согласования воль суверенных государств и не имеют универсального

характера, ибо они “обязательны лишь для участвующих в деле сторон и лишь

по данному вопросу” (ст.59 статута). Международный Суд только применяет

действующие нормы международного права к конкретным случаям. Национальные

законодательные акты выступают в качестве “вспомогательного средства для

определения правовых норм”. Решения национальных судов имеют большое

практическое значение при определении и толковании нормы международного

права в данном государстве. Доктрины ученых МП - личное мнение отдельных

лиц. Но с ее помощью можно установить содержание конкретных принципов или

норм МП, и сформулировать позицию, которая может оказать влияние на

формирование норм МП путем заключения международного договора.

В межгосударственных отношениях кроме правовых норм действуют и другие

социальные нормы. Прежде всего, о нормах международной морали. Мораль, как

особая форма общественного сознания, отлична от права, как продукта

согласования воль государств. Но мораль и право постоянно взаимодействуют

друг с другом, иногда нормы морали превращаются (становятся) в нормы права.

Например, категория “мир” (“международный мир”) пронизывает ныне весь Устав

ООН.

11. Международно-правовой обычай как источник МП

Согласно п. 1 ст. 38 Статута МС ООН – докозательство всеобщей практики,

признаной (кадефикация) в качестве правовой нормы. Ранее опеделялос

продолжительность повторяющихся однородных действий – от 50 до 100 лет,

хотя в настоящее время, с учетом прогресса транспорта и связи фактор

времени сейчас не имеет значения. Пример – запуск в 57 спутника –

иследование космического пространсва. Важно признание гос-вом обычая как

правовая норма.

12.Правовой режим Международного района морского дна

Описан в части XI Конвенции ООН 1982. Морское дно за пределами

континентального шлейфа и его недра, или Район (ст. 1), имеют особый

правовой режим, который установлен Кон. ООН 1982 и Соглашением (1994) об

осуществлении части XI Кон. (вступило в силу 1997). Соглашение изменило в

Кон.: 1. прямое финансирование деятельности в Районе в интересах

развивающихся гос-ств, обязательства по обеспечению передачи технологии и

оказание иной помощи этим странам. Принципы правового режима Района: 1.

Район и его ресурсы является наследием чел-ва; 2. Никто не претиндует на

северинитет и суверенные права в Районе; 3. Все права в Районе преданлежат

чел-ву от имени которого действует Междунар. Орган по морскому дну (Орган);

4. Гос-ва, физ. и юр. лица могут претендовать на права Района и его

ресурсов; 5. Гос-ва несут ответственность за невыполнение обязательств в

Районе; 6. Используется в мирных целях; 7. Иследования только в мирных

целях и на бляго человечества. Архиологические и исторические находки

принадлежат человечеству. Гос-во осуществляет работу в Районе согласно

плану, утвержденному Органом, который создан в соответствии Кон. ООН 1982 и

начал деятельность 1996 г. Штабквартира Кингстон (Ямайка). Члены – все гос-

ва участники Кон 1982. Наделен правосубъектностью. Его органы: 1. Ассамблея

– состоит из все членов органа. Собирается 1 раз в год и избирает членов

Совета, ген. Секретаря, ген директора и членов правления Предприятия,

учреждает вспомогательные органы, устанавливает взносы и бюджет. 2. Совет –

из 36членов, избирается Ассамблеей, 18 членов по географическому принципу,

остальные в зависимости от потребления ресурсов добываемые в Районе и т. д.

Собирается 3 раза в год. Функция в контроле положений Конвенции 1982 –

исполнительный орган. 3. Секретариат – ген.сек. (избирается 4 года, может

переизбраться) и персонал. Предприятие - международное промышленное и

коммерческое подразделение Органа, функция – разведка, разработка,

транспорт, переработка и сбыт ресурсов Района.

13. Процесс создания норм международного права

Нормы МП создаются как соглашение между субъектами МП. Паритет – основной

принцип, корреспондировать обязанность уважать аналогичное право партнера.

Нормообразование в МП началось с образованием обычаев – правило поведение,

за которым субъекты признают юридически обязательный характер. В случи

разногласия используется труды ученных, решения судов и резолюции ООН т. д.

Бывает обычай универсальный и локальный (рег.). Формирование обычаев в виде

письменных правил – кодификация – систематизация международно-правовых

норм, осуществляемая субъектами МП. Официальная – межд. договора и т. д.

Неофициальная – работа ученых. Коллективов, межд. НГО (Институт МП). ООН

имеет право не только кодифицировать но и создавать новые нормы. Не путать

с международным обыкновением – международная практика, за которой не

признается юридически обязательной нормой (обмен визитами). В н. в.

Развивается «мягкое право» - международные акты не имеющие характера

договора, но обладающие морально-полит. силой (резолюции, декларации).

14. Правовой режим Арктики

К артическому бассейну относятся Россия, Канада, Норвегия США, Швеция,

Финляндия и Исландия (последние 3 незначительные сухопутные пространства).

В начале 19 века Канада (1925), Россия (1916) объявили о своих правах на

арктическиесектора до самого полюся. Сухопутные образования в Арктике

подчинены власти – суверенитету гос-тв, граничащих с Северным Ледовитым

океаном. Юр.статус морских пространств Арктики в целом определяется

принципами и нормами МП, относящимися к Мировому океану и закреплен в

Женвских конвенциях по ММП (1958г) и конвенции ООН по ММП 1982. Характерны

для мор.внтур.вод приполярных стран статус исторических вод (к ним

относятся заливы, ширина входа в которые привышает двойную ширину тер.моря

– 24 мор.мили (РФ, Канада, Норвегия). Особыми правами наделены МП

прибрежные гос-ва в области управления различными видами морепользования

(предотвращение, сокращение и сохранение под контролем загрязнения

окр.среды с судов (ст.234 Конвенции 1982)). Дания актическое гос-во

благодаря – Гренландии, Норвегия - Шпицбергенскому архипелагу (все члены

могут заниматься рыболовством 1920). Но данные сектора не считаются гос.

границами, как объявил СССР в 1926, что вся территория в секторе является

его собственностью, и что сектор расматривается как зона своих особых

интересов, что дает право России принимать необходимые меры для обеспечения

б/о, вплоть до запрещения появления военных кораблей и самолетов др. гос-

ств. Северный морской путь – национ.транспортная коммуникаци РФ. Статус

регламентируется Правилами СССР 69 портов открыты для захода

иностр.грузовых судов.(данный путь – расположенный во внутренних морских

водах, тер-ном море или исключ.экономич.зоне СССР его национальная

транспортная коммуникация, включающая пригодные к ледовой проводке судов

трассы – Постановление министров СССР 1990). Не допускается плаванье судов

не имеющих на борту свид-тва о надлежащем фин.обеспечении гражд.ответ-сти

владельца судна за ущерб от загразнения морской среды). Решения по всем

вопросам касающихся «пути» в компитенции спец. гос. органа – Администрации

Северного морского пути. Интернационализация Арктики – имеет большие шансы

на успех, так как многим арктическим странам это выгодно. В частности США

в 1970 г. Пыталать созвать международную конференцию в целях выработки меж-

прав. режима Арктики, которая провалилась. С отдной стороны концепция

интернац. Считают, что на арктические водные пространства должны поностью

распростроняться универсальные нормы. Другие – региональное решение. Третьи

– частичная интернационализация – 200 миль исключительной экономической

зоны. Процессу интернац Арктики может способствовать Арктический Совет (г.

Оттава 1996) цели: 1. Сотрудничество Арктических стран; 2. охрана

окружающей среды; 3. Определение круга ведения программы устойчивого

развития, ее контроль и координация; Распространение информации по Арктике.

В настоящее время очень остро стоит вопрос Делимитаризации Арктики – США

против.

15. Взаимодествие международного и внутригосударственного права.

Национальная правовая система оказывает влияние на формирование МП –

двусторонние соглашения о режиме гос границы отражает нац. закон о гос.

границах данных стран. МП влияет на нац право, и это влияние все ростет –

обеспечения прав человека. Принимая на себя обязательство, гос-во обязуется

выполнение его на свей своей территории, всеми органами и лицами –

имплементация. Имплементация может производится поразному. Конституционно –

то есть п. ст. 4 Конст. РФ - МП часть нац. правовой системы РФ, МП

преимущественнней . Трансформация – если это не указанно в конституции

страны то обязательно указывается в законе. Гос-во не может сылаться на

свое нац. законодательство при международном споре. Существует 2 теории

соотношения МП и Нац.Пр.: 1. Монистическая – единство 2-х правовых систем;

2. Дуалистическая – 2 самостоятельные правовые системы, которые развиваются

на параллельных курсах, нигде не пересекаясь. Истина находится посередине.

В аспекте нормообразования – самостоятельные. В аспекте правоприменения –

неразрывно взаимосвязаны.

16. Виды территорий в МП и их правовой статус

Terra (лат.) – земля. Существует 3 теории прововой природы территории: 1.

Объективная теория – земля объект частной собственности, гос-во имеет

обладает публично-вещным правом собственности на землю, и оно

преимущественней права собственника. Изжила себя так как появились др. виды

тер. (вод. Воздушные тер.); 2. Теория компетенции (предела) – тер. Это

сфера валидарности (юрид. деятельности). Отвергается современным МП. 3.

Пространственная теория (укр. Юрист Назабитовский) – сфера гос.

властвования,тер-ного верховенства, суверенитета, осуществляемого в тех

приделах, которые образуются совокупностью земельных, водных и воздушных

участвов, данного гос-ва как страны в целом. Категории тер. по видам

правового режима: 1. Гос. тер. – принадлежность определенному гос-ву; 2.

Межд. тер. Общего пользования – открытое море, воздушное прастранство над

ним, международ. Район морского дна, Антарктика, космос (Луна и др.

небесные тела). 3. Тер. со смешанным режимом – находится за пределами гос.

территории. Но действуют как МП так и Нац. право. Делится: 1. Прилежащая –

таможня, фискальная, иммиграционная и санитарная. – зона морского района не

шире 24 миль. 2. Исключительная экономическая зона - прибрежное гос-во

имеет исключительное право разведка, разработка естественных ресурсов и др.

вид деятельности, сохранение природных ресурсов, использование энергии воды

и ветра. В пределах 200 миль. 3. Континентальные шельф (1982 – максимум

350миль) - прибрежное гос-во может делать раздетку и разработку природных

ресурсови недр морского дна. Терр. Межд. пользования: Мед. реки, пролива,

каналы, а также острова – спец межд. договора – Шпицберген.

17. Понятие и произнаки субъектов МП.

СМП – участники межд. отношений, которые обладают правами и обязанностями,

непосредственно вытекающими из МП. Международная правосубъектность =

международной дееспособности. Категории СМП: 1. Первичные – это гос-ва, а

при определенных обстоятельствах народы и нации, которые самостоятельно

участвуют в межд. отношениях, и направлены на приобретение гос-ственности.

Это самостоятельные и самоуправляемые образования, которые уже своим

существованием являются СМП (ipso facto). 2. производных (вторичных СМП) –

образования, источником правосубъектности которых является соглашение или

др. договоренности первичных СМП. Действуют ыв межд. отношениях не привышая

полномочия указанные в учредительных док-тах. Признаки: участвуют в

становлении и поддержании Межд. правопорядка; создают и реализуют нормы МП,

а также осуществляют меры по принуждению к их выполнению. Межд.

правосубъектность гос-ва – универсальна – полномоштабное его участие в

Межд. правоотношениях. Делятся : 1. Простые (унитарные) – имеет единое гос.

образование; 2.сложные – федерации. Где субъекты в определенной степени

могут участвовать в межд.отношениях. Они делятся на унии: 1. реальные –

слияние нескольких гос-ств; 2. Личные – союз 2 и > гос-ств связанные с

монархической формой правления. Каждое гос-во – СМП. Конфедерация –

постоянный союз суверенных гос-ств. Выступает как СМП но органиченно.

Только межд. межправительственные организации относятся к СМП. НПО – такими

не являются. Физ и Юр лица как и транснациональные компании СМП не

являются.

18. Международно-правовые средства мирового разрешения споров.

В соответствии с Уставом ООН (п.3, ст.2) в Декларации о принципах МП 1970

г. сформулированно: “Каждое гос-тво разрешает свои межд.споры с другими гос-

твами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе мир и

безопасность и справедливость”. Межд.спор - специфическое политико-

правовое отношение, возникающее между двумя или большим числом субъектов МП

и отражающее противоречия, существующие в рамках этого отношения. Спор

имеет место в том случае, если государства взаимно предъявляют претензии по

поводу одного и того же предмета спора. Ситуация же имеет место тогда,

когда столкновение интересов гос-ств не сопровождается взаимным

предъявлением претензий, хотя и порождает трения между ними. “Ситуация” -

более широкое понятие. Мирное разрешение в виде: - переговоры; -

консультации сторон; - обследование (используется в тех случаях, когда

спорящие расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или

приведших к спору. В этом случае назначается на паритетных началах

межд.следственная комиссия иногда во главе с представителем третьего гос-

тва); - примирение; - добрые услуги (действия не участвующей в споре

стороны, направленные на установление контактов между спорящими сторонами);

- посредничество (непосредственное участие третьей стороны в мирном

разрешении спора для содействия); - межд.арбитраж (добровольно выраженное

согласие спорящих передать свой спор на рассмотрение третьей стороны

(третейское разбирательство), решение которой является обязательным для

сторон в споре); - судебное разбирательство (главное сходство с арбитражем

- в обязательности выносимых решений, различия касаются главным образом

порядка образования, способа формирования, численного и персонального

состава, функционирования и т.д. Основной суд - МС ООН). Важную роль в

урегулировании международных споров играют международные организации,

прежде всего ООН по сердством: - миротворчество (действия, направленные на

то, чтобы склонить спорящих к: оглашению с помощью мирных средств); -

поддержание мира (обеспечение присутствия ООН в районе международного

конфликта, которое может быть связано с развертыванием военного,

полицейского или гражданского персонала ООН); - постконфликтное

миростоительство (предупреждение рецидива подобного спора); - превентивная

дипломатия (действия, направленные на предупреждение споров между

сторонами, недопущение перерастания их в конфликты и ограничение масштабов

возникших конфликтов); - использование в случае возникновение юр.споров МС

ООН.

19. Признание в МП. Признание гос-ва представляет собой односторонний акт,

которым гос-во признает факт образования нового гос-ва и тем самым его межд-

прав. субъектность. В качестве общего правила признание гос-ва явл. полным

и окончательным. Такое признание называют признанием “де-юре”. Оно не может

быть условным, т.е. предоставляемым при условии выполнения определенных

требований. Оно не может быть отозвано. Порой процесс становления гос-ва

затягивается, например в результате гражданской войны. В таких случаях

может быть предоставлено признание временное, ограниченное - признание “де-

факто» но сопровождается установлением полуофициальных отношений без юр

оформления и может быть отозвано. Встречаются в международно-правовой

практике случаи, когда субъекты МПП вступают в официальные контакты с вновь

возникшим образованием, претендующим на международную правосубъектность,

без процедуры признания. Обычно это происходит когда необходимо решить

какую-либо конкретную и достаточно узко очерченную цель международного

взаимодействия. В этом случае речь идет о кратковременном признании -

признании ад хок (ad hoc) - в данной ситуации, по конкретному делу: России

в отношении Чечни. Признание правительств. Признание вновь образованного

гос-ва означает признание и его правительства. Вопрос о признании

правительства возникает в случае создания правительства неконституционным

путем, в результате революции, переворота. Признание правительства

означает, что признающее гос-во рассматривает данное правительство зак и

единственным представителем гос-ва в межд отношениях.

20. правовой режим международных проливов и каналов. Проливы - естественные

морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или

отдельные моря и океаны. Проливы, являющиеся проходами, ведущими во

внутренние воды государства (Керченский пролив), или проливы, которые не

используются для межд.судоходства и в силу исторической традиции составляют

внутренние морские пути, не относятся к международным. Их правовой режим

определяется законами и правилами прибрежного гос-ства. Межд.считаются все

проливы, используемые для межд.судоходства и соединяющие между собой:-

части открытого моря (или экономических зон); - части открытого моря

(экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких гос-

ств. В Конвенции 1982 г. зафиксировано правило, в соответствии с которым

главным принципом для межд.проливов является принцип разумного сочетания

интересов стран, пользующихся проливами и прибрежных стран. Прежде всего

это означает свободный транзитный проход через международные морские

проливы. Режим транзитного прохода не применяется к проливам, используемым

для межд.судоходства между частью открытого моря (исключительной

экономической зоны) и тер.морем другого гос-ства (например, пролив Тирана),

а также к проливам, образуемым островом гос-ства, граничащего с проливом и

его континентальной частью, если в сторону моря от острова имеется столь же

удобный с точки зрения навигации путь в открытом море (Мессинский пролив).

В таких проливах применяется режим мирного прохода без невозможности

прибрежному гос-тву его остановить. Правовой статус и режим отдельных

наиболее важных межд.поливов регламентирован спец.конвенциями (Черноморские

поливы: Босфор - Мраморное море - Дарданеллы; Балтийские проливы: Большой и

Малый Бельты, Зунд).

21. Правопреемство в МП. Правопреемство - это переход прав и обязанностей

в результате смены одного гос-ва другим в несении ответственности за

межд.отношения какой-либо тер-рии. Правопреемство касается нескольких

аспектов: правопреемство в отношении договоров; правопреемство в отношении

гос.собственности; правопреемство в отношении гос архивов; правопреемство в

отношении гос долгов. Правопреемство имеет место при обстоятельствах: а)

при смене гос-ного политического строя в результате гос-ного переворота

(например, правопреемство Советского гос-тва); б) при появлении в

результате национально-освободительного движения новых независимых гос-тв

(скажем, приобретение независимости бывшей колонией); в) при образовании

нескольких государств на территории их предшественника; г) при объединении

двух или более государств в одно (федеративное или унитарное); д) при

переходе части одного государства к другому. Венская конвенция о

правопреемстве гос-тв в отношении договоров 1978 года (далее по тексту -

Конвенция 1978 года) представляет собой многостороннее соглашение,

совершенное 23 августа на диплома-кой конференции в Вене. Конвенция 1978

года имеет своей целью регулирование последствий правопреемства гос-тв в

отношении межд. договоров, обеспечение стабильности договорных связей между

гос-вами, границ и режимов, относящихся к границам, а также особых

территориальных режимов. Конвенция 1978 года содержит положения,

формулировки и терминологию Венской конвенции о праве межд.договоров 1969

года, которые были использованы Комиссией международного права при

разработке текста Конвенции 1978 года в качестве основы. Вместе с тем

указанные Конвенции регулируют различные отношения в области МП и являются

самостоятельными документами, о чем свидетельстует статья 73 Конвенции 1969

года, где указывается, что положения конвенции не предрешают ни одного из

вопросов, которые могут возникнуть в отношении договора из правопреемства

государств. Следует отметить, что Конвенция 1978 года применяется к

последствиям правопреемтсва государств в отношении международных

соглашений, заключенных только между государствами и только в письменной

форме. Однако это правило не затрагивает применение между гос-твами норм

указанной Конвенции в отношении межд.соглашений, участниками которых могут

быть также другие субъекты МП, а также применение норм настоящей Конвенции

к случаям, которые подпадают под действие таких норм в силу МП независимо

от указанной Конвенции

22. Понятие международного экологического права, источника и принципы.

Предмет – международные отношения по поводу охраны Окружающей среды (ООС)

либо рационального использования. Предметные области Медж. ООС: 1.

ограничение воздействия на ОС; 2. Установление эколог. Целесообразного

(рационального) режима использования природных ресурсов; 3. охрана

природных памятников и резерватов; 4. регулирование НТ сотрудничества гос-

ств по ООС. Объекты входящие в ООС: 1. объекты естественной среды- флора и

фауна; 2. неживой среды – гидросфера, атмосфера, литосфера (почва), космос;

3. Объекты искусственной среды – созданной человеком. Источники: 1.

Стокгольмская конференция ООН по ОС 1972 (приняты декларация принципов,

план мер-тий, рекомендации по созданию UNEP); 2. К-ция ООН по ОС и развитию

(1992 Рио-де-Жанейро) – (Рамочная К-ция об изменении климата и К-ция о

биологическом разнообразии, Декларация по окружающей среде и развитию,

Заявление о принципах, касающихся управления, защиты и устойчивого развития

и сохранения всех форм жизни, и повестку дня на XXI век). Кроме основных

принципов МП как 1. уважение гос. суверинитета; 2. Суверенного равенство

гос-ств; 3. территориальная целостность и неприкосновенность; 4. Мирное

разрешение споров; 5. Добросовестное выпоснение обязательств. Экологисеское

право руководствуется специфическими принцапами: 1. Пр-п ООС на блао

нынешнего и бубущего поколений; 2. Пр-п международного

природоохранительного сотрудничествава 3. Пр-п предотвращение

транцграничного ущербы ОС; 4. Пр-п ответственности за ущерб ОС; 5. Пр-п

предварительной оценки воздействия природную среду; 6. Пр-п обмена инфо об

экологической ситуации на нац и региональном уровнях; 7. Пр-п оценки

трансграничных экологических последствий планируемой деятельности

(разработана ЮНЕП); 8. Пр-п запрета военного или любого враждебного

использования средств воздействия на природную среду. 9. Пр-п Экологической

Безопасности (недопущение экоспазма) 10. Пр-п контроля за соблюдением

межд. договоров по ООС;

23. Понятие и основные принципы МП

Основные принципы МП являются универсальными и не включают отраслевых

принципов; ОПМП имеют характер общепризнанных; ОПМП являютмя принципами jus

cogens. 1970 г. Ген Ассомблея ООН приняла Декларацию о принципах МП (7 пр-

п). А в 1975 г. Совещание по безопасности и сотруд-ва в Европе в

Заключительном акте сформулировало Декларацию принципов, которыми гос-ва

будут руководствоваться во взаимных отношениях. и уже не 7, а 10. ОПМП –

это концентрированно выраженные и обращенные общепризнанные нормы поведения

субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов

международной жизни. Принципы: 1. Пр-п неприменения силы и угрозы силой; 2.

Пр-п разрешения межд. споров мирными средствами; 3. Пр-п невмешательства во

внутренние дела гос-ва; 4. Пр-п обязанности гос-ств сотрудничать друг с

другом; 5. Пр-п равноправия и самоопределения народов; 6. Пр-п суверенного

равенства; 7. Пр-п добросовестное выполнение обязательств по МП – этому пр-

пу предшествовал пр-п соблюдения Межд. договоров (pacta sunt servanda); 8.

Пр-п нерушимости гос. границ; 9. Пр-п территориальной целостности гос-ств;

10Пр-п уважения прав человека и основных свобод.

24. Окончание войны и его правовые последствия

Формы окончания: Перемирие – временное прекращение воен.действий, на основе

взаимного соглашения между участниками вооруж. конфликта. Виды: местное и

общее. Местное перемирие - цель приостановить воен.действия между

отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке военных

действий; направлено на решение частных задач (подбор раненных, погребение

мертвых, эвакуация из осажденного района лиц из числа гражданского

населения, посылка парламентеров и т.д.). В случае общего перемирия

воен.действия приостанавливаются на всем участке театра военных действий;

общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в

конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними)

способно не только приостановить военные действия, но и привести к их

прекращению.Специфической формой приостановления военных действий является

выполнение участвующими в конфликте государствами решения Совета

Безопасности ООН (на основании ст. 40 Устава ООН “о временных мерах”,

которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на

заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и

т.д.).Согласно IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны

1907 года, всякое существенное нарушение перемирия одной из сторон дает

право другой стороне отказаться от него и даже в крайнем случае возобновить

военные действия (ст. 40). Однако нарушение перемирия отдельными лицами,

действующими по собственному почину, дает только право требовать наказания

виновных и вознаграждения за понесенные потери, если таковые случились (ст.

41).Капитуляция – это прекращение сопротивления вооруженных сил или их

части. Виды: почетная (капитуляция по договоренности сторон, при которой

капит-щая сторона может покинуть свои позиции); простая (прекращение

воен.действий на отдельном участке); общая (общее прекращение боевых

действий, признание поражения с возможностью наложения полит. и матер-ной

ответ-сти, разоружение); безоговорочная (повсеместно прекращение воен.

действий, разоружение, сдача всех вооруженных сил побежденного гос-тва).

Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные

корабли и самолеты переходят к противнику. Капитуляция отличается от

перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального

равенства с победителем. Основным международно-правовым средством

прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение

мирного договора. Подобные договоры охватывают широкий круг вопросов,

касающихся урегулирования полит., эконом., тер-ных и других проблем в связи

с прекращением войны и восстановлением мира между воюющими. Последствия:

(для воюющих сторон) прекращают действовать законы и обычаи войны, у

станавливаются мирные отношения, возобновляется действие межд.договоров,

вывод войск, репортация гражданского населения, возврат военно пленных;

(для нейтральных гос-тв) прекращается состояние нейтралитета в войне;

ликвидируется режим соблюдения зон веденя войны, возврат воен.техники и

граждан воюющих сторон оказавших на тер-рии и т.д.

25. Ответственность в международном праве Комиссия МП по поручению ГА ООН

занимается кодификацией с 1956 г. Но еще не закончила. Международно-

правовая ответ-сть - это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя

ликвидировать последствия вреда, нанесенного другому субъекту МП в

результате совершенного правонарушения МП. Виды: Полит. ответственность –

за сам факт нарушения. Действия (бездействия), выразившиеся в несоблюдении

нормы права, считается международным деликтом, а соответствующий субъект

делинквентом. Материальная ответственность – за нанесенный ущерб или

материальное возмещение предусмотрено договором. Объективная

ответственность – самостятельный комплекс м-п отношений, где обязует гос-

во, спец соглашениями, возместить ущерб, возникший при правомерных

действиях. Условия возникновения объективной ответственности: 1. М-П

норма, где предусмотрена она; 2. события вызвавшее ущерб (землятресение и

т. д.); 3. Связь между событием и ущербом. Формы реализации М-П

ответственности: А. Политическая ответ-ность: 1. Сатисфакция – публичное

извинение; 2. Репрессалия – ответные насильственные действия; 3. Реторсии

ответная акция не насильственная (отзыв посла); Коллективная санкция – на

основании решения СБ ООН. Б. Материальная отв-ность: 1. Реституция –

восстановление мат. положения; 2. Репарация – мат. компенсация; 3.

Субституция – передача объектов, равнозначных утраченным. Контребуция –

возмещение победителю военных издержек, в настоящее время не выплачивается.

26. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов (ВК) является

одним из принцыпов МГП – это система М-П принципов и норм, регулирующих

отношение воюющих гос-ств, с целью ограницениеприменения средств и методов

ведения войны, защиты ее жертв и установлевающих ответственность за

нарущения. Принципы: 1. гуманизация ВК; 2. М-П защита жертв ВК; орнаничение

воюющих в выборе методов и средств; охрана гражданских объектов и

культурных ценностей; Защита интересов нетральных гос-ств. Нормами МП

являются 4 (четыре) Женевских Конвенций 1946 г. и дополнительные

протоколы I и II 1977 г. Направлено на категории лиц: раненным, больным,

лицам петерпевшим караблекрушение, военнопленным и гражданскому населению.

МГП обязывает нетральные страны помогать этим лицам. Обеспечивать правовой

режим военнопленных. Только комбатанты – могут стать военнопленными,

Некомбатанты такими не являются. Гражданское население – лица не

предадлежащие к участникам войны и не принимающие участия. Если существует

сомнения о принадлежнсти лица – то оно считается гражданским.

27. Ответственность за преступления М-П характера Международные

преступления – это тягчающие международно-противоправные деяния (для гос-

ств также невыполнение обязательств), которые нарушают основополагающие

нормы МП, имеющие жизненно важное значение для всего международного

сообщества, и угражают международному миру и безопасности. Преступления

относящиеся к данной категории: преступления против мира, военные

преступления и преступления против человечности (Нюрнберге 1945 и Токио

1946 гг.). Квалификацию преступления против человечности получили геноцид

(Конференции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него

1948 г.), расизм и рассовая дискриминация (М/н конференция о ликвидации

всех форм расовой дискриминации 1965), апартеид (М/н Конвенция пресечении

преступления апартеида и наказании за него 1973), применение ядерного

оружия (Декларация ГА ООН 1961 о запрещении применения ядерного оружия),

колониализм (Декларация ООН о предоставлении независимости колониальным

странам и народам). В 1953 г Комиссия м/н права разработала проект кодекса

преступлений против мира и б/о чел-ва, который не был принят 1954 г. В 1997

г. Комиссия м/н права подготовила новый проект. Кде включены преступления:

агрессия, угроза агрессии, вмешательство во внутренние дела гос-ва,

геноцид, апартеид, систематические и массовые нарушения прав

человека,исключительно серьезные военные преступления, международный

терроризм, м/н оборот наркотиков, серьезный ущерб окружающей среде. М/н

ответственность физических лиц – при преступлениях, совершаемые отдельными

лицами или группами лиц не от имени гос-ва, но имеющие международные

последствия. считаются преступлениями международного характера. Судят по

нац-ному законодательству (Гаага - Нидерланды). Ответственность гос-ва -

ограничение его юрисдикции в отношении собственных граждан –

непосредственных участников совершения м/н престепления. Их судят суды.

Осуществляющие международную уголовную юрисдикцию.

28. Средства и методы ведения вооруженных конфликтов (ВК) Средства ведения

войны — это оружие, принимаемое вооруженными силами воюющих для уничтожения

живой силы и военной техники противника; методы ведения войны — это

различные способы использования средств ведения войны в указанных целях.

Цель средств и методов ведения боевых действий одна — “ослабление военных

сил неприятеля; для достижения этой цели достаточно выводить из строя

наибольшее, по возможности, число людей” (Декларация 1868 г.). В ст. 22

Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г указывается – воюющие

не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда

неприятелю. Запрещенные методы: 1. предательское убийство или ранение

неприятеля; 2. Нападение на вышедших из строя; 3. взятие заложников; 4.

Отдать приказ – не оставлять никого в живых; 5. принуждать служить в силах

неприятеля; 6. бомбардировка незащищенных городов; 7. использование не по

назначению отличительные национальные и международные защитные эмблемы.

Запрещенные средства – этопричиняющие излишние страдания своим поражающими

свойствами: 1. взрывчатые и зажигательные, легко разварачивающиеся и

сплющивающиеся пули; 2. снаряды с удушающими или вредоносными газами; 3.

ядовитые, удушающие газы; 4. бактериологическое оружие; 5. средства

воздействия на природу (долгосрочные, широкие поледствия). Запрещается

использование обычного вооружения с неизбирательным действием. В 1993 г.

Удолось запретить применение хим. оружия. В Оттаве подписана 130 гос-вами

Ковенция нераспространении противопихотных мин. ГА ООН запросила М/н Суд о

правомерности использования ядерного оружия. М/н Суд пришел к выводу, что

нет м/н норм запрещающих использование ядерного оружия, но есть

ограничительные нормы. Но любое применение подпадает под действия норм МГП,

из-за поражающего фактора.

29. Международный договор – источник международного права

Венские Конвенции 1969 «О праве м/н договора» и Венская конвенция 1986 г.

«О праве дог-ров между гос-вами и м/н орг.». М/н договор – заключенный

между субъектами МПв письменной форме, не зависимо от того, содержет ли

такое соглашение в одном или более связанных между собой док-тах, а также

независимо от конкретного наименования. Договор может также быть и усным.

Классифицируются по кругу участников и объекту. По кругу участников –

двусторонние и многосторонние (универсальные и ограниченным числом

участников). По объекту: по политическим, экономическим, экологическим,

правовым, транспортным вопросам и вопросам связи, и т. д. Закрытые договора

– уставы м/н организаций, двусторонние дог-ра. Участие в таких договорах

третьих гос-ств предполагает согласие участников. Открытые договора –

Венская Конвенция о правопреемственности гос-ва 1983 г. Закон РФ « О

международных договорах» от 1995 г. Классифицирует договора заключаемые от:

1. имени РФ; 2. межправительственные; 3. Межведомственные. Все эти договора

являются договорами России, и в независимости какое ведомство подписало

договор, он создает права и налагает обязанности на РФ в целом. Форма МД:

1. письменный договор; 2. устный - джентельменское соглашение. Структура:

1. Преамбула – формируется цель договора и толкование дог-ра; 2. Основная

часть – делится на статьи и могут быть сгрупированны в разделы (конвенция

ООН по морскому праву 1982 г.), главы (устав ООН), или части (Чикагскоя

конвенция международной гражданской авиации 1944 г.); 3. Заключительная

часть – условия вступления или прекрощения договора, язык; 4. Подписи

сторон. Наименования договоров – конвенция, соглашение, собственно договор,

хартия, устав, пакт, декларация, протокол, без названия и т. д. – не имеет

юридического значения, поскольку понятие «договор» является родовым. Язык

договора определяется сторонами, обычно используется третьий нетральный

язык, который используется для толкования договора.

30. Участники вооруженных конфликтов

В 1977 г. На дип. конференции, принявшие доп протоколы I и II к Женевской

Конвенции «О защите жертв войны» от 1949 г. Впервые было сформулировано

понятие Вооруженные силы и включает наличие: 1. военной организацией, под

командованием лица, ответственным за поведение своих подчиненных; 2.

Внутренней дисциплинарной системой, обеспечивающей соблюдение норм МГП. УВК

делятся на комбатантов – сражающихся и некомбатантов - несражающихся.

Комбатанты являются законными если: 1. имеют лидера; 2. имеют отличительные

знаки; 3. открыто носят оружие; 4. соблюдают правила войны. К некомбатантам

относятся мед. и духовный персонал. Комбатант может использовать высшую

меру насилия, Некомбатант может использовать оружие только при самообороне.

На комбатантов распространяется режим военнопленных. Некомбатанты не

являются военнопленными и при пленении могут оказывать мед. и духовную

помощь. Комбатант в морской войне: 1. экипаж военных кораблей; летчики ВМФ;

экипаж торговых кораблей переоборудованных в военные. Комбатанты воздушной

войны – летчики военных самолетов. Некомбатантами – экипаж санитарных

самолетов. Воздушная война не регламентирована в МП, проект в Гааге 1923 о

воздушной войне не вступил в силу. Главный вопрос бомбардировка с воздуха.

Должны максимально оберегаться гражданские, культурные здания, госпиталя.

Для этого дожны обозначены спец знаками, чтобы были видны с воздуха.

Военный разведчик – это лицо, собирающий сведения в районе действия

противника в форме своей армии. При пленении на него распростроняется режим

военнопленного. Наемник не является участником ВК, на него не

распространяется режим военнопленного и с точки зрения МП являются

уголовными преступниками: 1. завербованный для срожения в ВК; 2. фактически

принимающий участие; 3. Его цель получение выгоды; 4. не являющийся

гражданином и не проживает в гос-ва; 5. не входит в личный состав ВС; 6. Не

направлено гос-вом для выполнения официальных обязанностей. Военный шпион

(лазутчик) – Гаагская конвенция 1907 – лицо которое действуя тайным образом

или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в

районе действия одного из воюющих с намерением сообщить такое противной

стороне. Не имеет статус военнопленного.

31. Заключение Международного Договора: принятие согласованного текста

договора и установление его аутентичности Стадии заключения договора: 1.

подготовка и принятие текстадоговора; 2. установление аутентичноститекстов;

3. выражение соглания сторон по обязательствам договора. Заключению

договора предшествует договорная инициатива. Полномоченные и

уполномоченные. Законодательством гос-ва и правилами м/н оганизации

определяется какие органы могут от их имени заключать договора. А этими

органами уполномочиваются лица для подписания. Подготовка текста договора

осуществляется путем переговоров через дипломатические каналы, на м/н

конференциях и в м/н организациях. В ООН действуе Комиссия МП которая

подготавливает проекты М/Н норм. Принятие текста договора имеет разные

формы - подписание текста или парафирование. В м/н организациях принятие

происходит путем голосования 2/3 голосов если не предусмотрено иное.

Установление аутентичности текста договора – означает, что данный текст

является подленным и достоверным. После чего договор не подлежит изменению,

согласно ст. 10 Венской Конвенции 1969 и 1986 гг., путем условного

подписания (ad referundum), парафирование илизаключение акта конференции,

где содержитсяданный текст.

32. Правовое регулирование вооруженных конфликтов международного и

немеждународного характера.

Право вооруженных конфликтов (ПВК) — совокупность норм и принципов,

применяемых во время войны, международных и немеждународных вооруженных

конфликтов, запрещающих или ограничивающих применение некоторых средств и

методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих права индивида в ходе

этой борьбы и устанавливающих международно-правовую ответственность

государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение.

Предметом – отношения между воюющими сторонами во время войны,

международного вооруженного конфликта и вооруженного конфликта

немеждународного характера. Война — это организованная вооруженная борьба

между независимыми суверенными государствами. Международный вооруженный

конфликт – вооруженное столкновение между двумя или несколькими сторонами,

обладающими международной правосубъектностью, а именно, между

вооруженными силами: а) суверенных государств; б) национально-

освободительного движения и метрополии; в) восставшей или воюющей стороной

(признанной в этом качестве) и вооруженными силами соответствующего

государства. Вооруженные конфликты немеждународного характера – вооруженные

конфликты, которые происходят на территории какого-либо одного государства

между его вооруженными силами и антиправительственными организованными

вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием,

осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им

осуществлять непрерывные и согласованные военные действия. Внутренние

беспорядки — это такая ситуация, когда в условиях отсутствия вооруженного

конфликта государство применяет силу в целях сохранения или восстановления

правопорядка и законности. Внутренняя напряженность — это такая ситуация,

когда в условиях отсутствия внутренних беспорядков, государство прибегает к

превентивному применению силы в целях сохранения спокойствия (мира) и

законности. Основными субъектами права вооруженных конфликтов являются

суверенные государства, борющиеся за свою свободу и независимость народы и

нации, некоторые международные межправительственные организации (типа ООН).

33.Заключение Международного Договора: вырожение согласия гос-ва на

обязанность для него договора После подписания договора, гос-во выражает

согласиена обязанность для данного договора, которое может вырожаться

подписание, обмен документами, образующие договор, ратификация, акт

официального подтверждения, утверждение, принятие, одобрение, присоединение

к договору, что указанно в ст. 11 Венской Конвенции 1969 и 1986 гг.

Подписание - осуществляется в порядке альтернативы – каждый в своем

экземпляре ставит подпись справа или сверху. Ст 18 Венской конвенции 1969 и

1986 гг. указывает, что если подписание предшествует ратификация,

утверждение или одобрению, то гос-ва и м/н орг-ции должны воздержаться от

действий, которые лишили бы договор его объекта и цели. Ратификация – один

из способов выражения согласия, и как правило осуществляется высшим органом

гос власти – парламентом либо главой гос-ва. В Конвенции 1969 г.

указывается, что те договора ратифицируются, о которых гос-ва заранее

договорилось. Утверждение, принятие одобрение – также являются способами

выражения согласия. Приминяются если так условились стороны и

осуществляется тем гос. органом от имени которого заключен договор.

Присоединение – го-во не участвовало, а позднее присоединилось. Может

осуществляться в форме ратификации, утверждения, принятия или одобрения,

что определено в данном договоре или нац. законодательстве. Также возможно

выразить согласие путем обмена документами (нотами или письмами) образующие

договор.

34.Театр Военных действий пространственные пределы, дге ведутся военные

действия, сухопутная, воздушная и морская территория. ТВД не может проходит

по территории нетральных государств и нетрализованных территориях

(архипелаг Шпицберген – Норвегия договор 1920 г.). Также должна быть

исключена определенная часть территории воюющего государства как нетральная

зона,для санитарных образований, согласно МГП. МП также предусматривает

другие изъятия из ТВД: 1. Международные каналы (Суэцкий – Конвенция

Константинуполь 1888 г.); 2. Центры сосредоточения культурных ценностей,

имеющее очень большое культурное значение (ст. 8 Гаагская Конвенция) 3.

Гражданские мирные объекты. Иногда в МП территории обявлялись одновременно

и нетрализованными и демилитаризованными – Антакктика, Луна. Безядерные

территории могут быть театром военных действий, но не могут быть театром

ядерной войны.

35. Оговорки к международным договорам В ст. 2 Венской конвенции

говориться, что оговорки это односторонние заявления, сделанные субъектом

МП в любой формулировке и под любым наименованием при подписании,

ратификации, подтверждения, принятии утверждении или присоединении,

посредством которого эти субъекты желают исключить или изменить юридическое

действие определенных положений договора в их применении к данному гос-ву

или данной организации.Запрещается делать оговорки если они не совместимы с

объектои или целью договора. Оговорка, возражение против оговорки и

согласие с ней оформляется в пиьменом виде. Гос-во имеет право в будующем

отказаться от оговорки. Ратификация – акт официального подтверждения.

Депозитарий – хранитель подлинного текста договора, то есть аутентичного

текста. Может быть назначено одно или несколько гос-ств или м/н орг. или

главное должностное лицо этой орг-ции. Регистрация – устав ООН ст. 102

указывает, что договора должны быть зарегистрированы при первой же

возможности, гос-во не может ссылаться на нерегистрированные договора.

Может регистрировать только одна сторона, направляя договор в Секритариат

ООН, остольным гос-вам не надо регистривовать. Эти договора Секритариат ООН

публикует в серии «Treaty series». Международный договор вступивший в силу

с участие РФ обязательно должен быть опубликовать в Собрании

законодательства РФ.


No Image
No Image No Image No Image


No Image
Все права защищены © 2010
No Image