Большая коллекция рефератов

No Image
No Image

Реклама

Счетчики

Опросы

Оцените наш сайт?

No Image

Всемирный банк

Всемирный банк

СОДЕРЖАНИЕ

1. Структура Всемирного банка…………………………………………………………...2

a. Международный банк реконструкции и развития…………………………………….2

b. Международная финансовая корпорация…………………………………………...…2

c. Международная ассоциация развития…………………………………………………3

d. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций………………………...4

2. Правосубъектность организаций группы Всемирного банка………………………...4

3. Капитал Всемирного банка……………………………………………………………..5

4. Организации группы Всемирного банка в системе учреждений ООН ……………...5

Взаимоотношения Всемирного банка с Украиной……………………………………7

a. Итоговый баланс помощи………………………………………………………………9

5. Список литературы…………………………………………………………………….11

Структура Всемирного банка

Всемирный банк включает в себя две большие организации: Международный

банк реконструкции и развития (МБРР) и Международную ассоциацию развития

(MAP). Помимо того, в группу Банка входят и другие организации:

объединенная с МБРР, но юридически и финансово независимая от него

Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее агентство по

гарантированию инвестиций (МАГИ). Все вместе они носят название группы

Всемирного банка. Штаб-квартиры Всемирного банка и связанных с ним

организаций находятся в Вашингтоне (США).

Международный банк реконструкции и развития

Основанный в 1945 году. Месторасположение - Вашингтон. В число

участников банка входят 182 страны, также и Украина (вошла в 1992 г.)

Основные цели:

- содействие странам-членам в развитии экономики путем предоставления

им долгосрочных займов и кредитов;

- поощрение иностранного инвестирования через предоставление гарантий

или участие в займах и других инвестициях частных кредиторов;

- стимулирование продолжительного сбалансированного возрастания

международной торговли, поддержка сбалансированности платежных балансов

стран-членов. Источниками формирования финансовых ресурсов являются

уставный капитал; заемные средства; платежи в счет погашения долга.

Уставный капитал банка на середину 1998 г. составлял 191 млрд. долларов.

Он формируется нетрадиционно. Правительства стран-членов покупают акции, но

платят лишь небольшую часть их стоимости (6%). Остаток капитала является

"нетронутым" и может быть затребован банком лишь в случае отсутствия у него

ресурсов для срочного погашения своих обязательств. Пока что таких случаев

не случалось. Этот гарантийный капитал нельзя использовать для

предоставления кредитов.

Подписка стран-членов на акции банка осуществляется в соответствии с их

экономической мощностью. Каждая страна имеет свою квоту в уставном

капитале. Квота Украины составляет 0,8% капитала банка, США - 17%, Японии -

6,24%. Росси, Канады, Саудовской Аравии, Индии и Италии - по 2,99%.

МБРР является значительным заемщиком на мировом финансовом рынке. Он

выпускает облигации под 7% ежегодных, что очень выгодно частным инвесторам,

их интерес подогревается еще и тем, что банк дает гарантии под эти

облигации. Кроме того, частные банки и другие кредитные институты

вкладывают также свои капиталы в облигации МБРР. За счет эмиссии облигаций

МБРР формирует 94% своих ресурсов.

Основное назначение кредитов - стимулирование развития частного сектору

в странах-членах. К принятию решения о предоставлении кредита в страну

направляется миссия МБРР, которая изучает экономическую ситуацию, оценивает

целесообразность осуществления проектов, под которые планируются кредиты.

Миссия составляет свой вывод и рекомендации, которые страна должен принять,

иначе может и не получить кредита.

Кредиты предоставляются только правительствам, соответственно их

центральным банкам для финансирования больших проектов под гарантии

правительств. На начало 1998 г. сумма займов МБРР достигла 107 млрд. долов.

Кредиты предоставляются на срок 15-20 лет. Ставка кредита в среднем

превышает на 0,5% ставки по заемным средствам банка. Поскольку МБРР

привлекает займы из расчета 7% ежегодных, то кредитная ставка составляет в

среднем 7,5%.

Для стран, которые развиваются, ставка немного ниже. Беднейшим странам

МБРР может предоставить беспроцентный кредит.

Одной из особенностей деятельности МБРР является отказ от

реструктуризации задолженности клиентов: случаев невозвращение кредитов еще

не было. Хотя прибыль не является главной целью МБРР, он работает

прибыльно. В середине 90-х годов в среднем за год прибыль составляла свыше

1 млрд. долларов; она используется для пополнения ресурсов МБРР. Дивидендов

своим членам банк не платит.

МБРР сначала кредитовал конкретные объекты, преимущественно

инфраструктуры, тщательно их отбирая. Это ограничивало заемщикам

возможность маневра, что вызвало их недовольство. С 80-х годов кредиты

стали меньше привязываться к конкретным объектам. Кроме предприятий

частного сектора банк стал кредитовать и государственные предприятия, но

под гаранты правительства. Банк кредитует и отрасли, куда частный капитал

поступает неохотно через их высокую капиталоемкость или низкую

рентабельность (энергетика, транспорт, сельское хозяйство).

Международная финансовая корпорация (МФК)

В целях форсирования процесса становления рыночных отношений и

стимулирования частного предпринимательства в странах «третьего мира» в

1956 году была создана Международная финансовая корпорация, в 1957 году она

получила статус специализированного учреждения ООН. МФК призвана расширять

возможности МБРР по стимулированию частного предпринимательства в

развивающихся странах.

С 1961 года МФК получила право непосредственно вкладывать свои ресурсы

в акции местных предприятий в развивающихся странах. В отличие от МБРР и

MAP, Устав МФК позволяет участвовать в акционерном капитале предприятий и

предоставлять долгосрочные займы, в том числе и частному сектору, без

правительственных гарантий. Зачастую МФК участвует на всех этапах создания

или расширения инфраструктуры национальных финансовых рынков. Во многих

странах созданные с помощью МФК финансовые институты составляют основу

складывающихся рынков капиталов. Реализуя свои задачи, МФК мобилизует и

дополняет частный капитал, но не заменяет его. МФК кредитует

высокорентабельные предприятия в новых индустриальных странах.

Обязательства МФК, как правило, не превышают 25% стоимости проекта.

Источники финансовых средств МФК — собственный акционерный капитал,

заимствования на мировом рынке капиталов и у МБРР, чистые доходы. МФК

предоставляет также странам-участникам техническую помощь. В 1986 году она

основала Консультационную службу по иностранным инвестициям для

предоставлении помощи правительству стран касающейся эффективного

использования инвестиций. МФК представляет собой самый прибыльный институт

группы Всемирного банка. Членами МФК на конец 1997 финансового года

являются 172 государства.

Высшим органом Корпорации является Совет управляющих, который состоит из

членов Совета управляющих МБРР. Исполнительным органом МФК является Совет

директоров, который также состоит из исполнительных директоров Банка.

Президент МБРР по должности является председателем Совета директоров МФК,

которые назначают его президентом Корпорации.

Важной стороной деятельности МФК в молодых государствах Азии, Африки и

Латинской Америки с момента ее основания явилось участие в создании и

расширении так называемых «компаний по финансированию развития», или,

другими словами, в организации и поддержке региональных банков развития.

Эта деятельность МФК тесно связана с МБРР, однако именно Корпорации

принадлежит ведущая роль в ее осуществлении.

В декабре 1991 года МФК начала оказывать консультационные услуги по

проблемам приватизации в Российской Федерации в рамках общей программы

технической помощи группы Всемирного банка. При участии экспертов МФК в

Нижнем Новгороде, Волгограде прошли первые чековые аукционы.

Представительства МФК открыты в 36 странах, в том числе в начале 1992 года

были открыты представительства МФК в Москве и Киеве. В соответствии с

постановлением Правительства России от 7 сентября 1992 г. МИД, Минфин,

Минэкономики, МВЭС России обеспечивают участие государства в МФК.

В дальнейшем планируется создание представительств и в некоторых других

странах-членах СНГ.

Международная ассоциация развития (MAP).

В ноябре 1960 года в целях удовлетворения нужд беднейших стран-членов

был создан другой филиал МБРР — Международная ассоциация развития. В ходе

дебатов в конгрессе США по поводу создания MAP в июне 1960 года конгрессмен

от Пенсильвании У.Мурхед заявил: «Многие слаборазвитые страны опасаются,

что при каждой двусторонней сделке мы будем пытаться экономически

господствовать над ними. Поэтому они колеблются, принимать ли участие в

наших двусторонних соглашениях. В MAP, где они будут членами с правом

голоса, они проявят больше готовности подчиняться программам, которые нас

устраивают... Международная организация может настоять на более жестких

условиях, чем мы в одиночку». Безусловно, создание MAP в рамках МБРР

укрепило позиции Банка, расширило круг его деятельности, обеспечило ему

возможности для более гибкой деятельности. Руководство Банка добилось

значительного увеличения добровольных вкладов правительств в MAP. Можно

согласиться с К. Ф. Ключниковым, что это «было крупной победой руководства

Банка». С 1961 года MAP — специализированное учреждение ООН. В 1997 году

членами MAP были 158 стран.

Являясь филиалом МБРР, MAP ставит те же цели, что и Банк, ее

деятельность направлена на создание благоприятных условий для частных

капиталовложений, поощрение экспорта капитала в развивающиеся страны,

осуществление контроля за льготным многосторонним кредитованием,

предоставление беспроцентных займов беднейшим странам мира. Водораздел сфер

деятельности МБРР и MAP составляют статистические данные показателей ВНП на

душу населения. В случае, когда названная сумма меньше 1200 долл. в год,

государству оказывается специальная финансовая помощь через MAP.

MAP имеет общую с МБРР администрацию. Президент Банка одновременно

является и президентом Ассоциации. Хотя формально MAP имеет свои

руководящие органы (Совет управляющих и Исполнительный директорат), на

практике она является филиалом, руководство которым осуществляет МБРР, так

как управляющие и исполнительные директора МБРР занимают те же посты в MAP.

Это же относится и к сотрудникам: должностные лица и персонал МБРР

выполняют свои функции и в MAP.

Ассоциация пользуется лишь формальной автономией от Банка, что

выражается в ведении операций по отдельному счету. Источником средств для

кредитов MAP являются взносы наиболее богатых промышленно развитых стран-

доноров (более 90%), прибыли, полученные по займам Всемирного банка, и

погашенные кредиты MAP, предоставленные ранее. Официальные пополнения

ресурсов MAP за счет стран-доноров производятся каждые три года.

Уставы МФК и MAP связывают членство государств в этих организациях с

членством в МБРР. Любое государство-член, которое будет лишено своего

статуса члена Банка или которое прекратит участие в нем, будет

автоматически лишено членства в Корпорации и в Ассоциации. Государство-член

будет считаться членом MAP (или МФК) с того момента, когда правительство

этого государства сдаст на хранение в МБРР документ, подтверждающий, что

оно приняло настоящий Устав в соответствии со своими законами. Правила,

регулирующие выход государств-членов из MAP и МФК, по существу, аналогичны

соответствующим правилам, закрепленным в Уставе МБРР. Многие страны с

низким доходом, в особенности в Африке, испытывают серьезные трудности с

выплатой и обслуживанием внешней задолженности и поэтому нуждаются в

содействии со стороны MAP для поддержки комплексных планов обслуживания

внешнего долга, включающих погашение задолженности, реструктуризацию

двусторонней задолженности, сокращение коммерческой задолженности и т. д.

Это обстоятельство может рассматриваться в качестве еще одного аргумента в

пользу гибкого подхода к вопросу о доле средств, выделяемых MAP нa цели

операций по структурным преобразованиям. Россия вступила в MAP 22 мая

1992г.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ)

На сессии МБРР в Сеуле в 1985 году было решено учредить Многостороннее

агентство по гарантированию инвестиций. С этой целью была подписана

Сеульская конвенция о создании МАГИ. Основной задачей организации является

содействие инвестициям частного капитала в страны-заемщики. МАГИ призвано

обеспечить долгосрочные гарантии на следующие случаи некоммерческих рисков:

1) введение правительством принимающей страны ограничений на обмен и

перевод капиталов;

2) законодательные или административные меры принимающей страны,

лишающие иностранного вкладчика права собственности или контроля над

инвестициями или, значительно уменьшающие его прибыли;

3) дискриминационная по отношению к инвестору судебная и

административная практика принимающей страны, ведущая к расторжению

заключенных с ее государственными органами договоров;

4) вооруженные конфликты и гражданские войны.

МАГИ также предоставляет консультативные услуги правительствам с целью

оказания помощи в привлечении частного капитала в свои страны.

По состоянию на конец 1997 финансового года членами Агентства были 141

страна. Фактически деятельность МАГИ меньше связана с деятельностью МБРР,

чем МФК и MAP. Даже членство в МБРР не является обязательным условием для

вступления в МАГИ.

Основной источник средств МАГИ — собственные ресурсы, главным образом

акционерный капитал. Размер долевого участия государства-члена в

акционерном капитале МАГИ определяется в зависимости от величины его квоты

в капитале МБРР. Право на членство в МАГИ имеют страны-члены МБРР и

Швейцария. Швейцария контролирует от 30 до 50% мирового частного

банковского рынка. Каждое государство-член сохраняет контроль над

действиями МАГИ на своей территории. Инвестиции могут быть гарантированы в

случае одобрения правительством принимающей страны. Государства-члены

обязаны осуществлять взносы в МАГИ в соответствии с их долями в акционерном

капитале Банка.

Руководящий орган МАГИ — Совет управляющих. Каждый член МАГИ назначает

одного управляющего и одного заместителя. В период между сессиями

деятельностью МАГИ руководит Совет директоров, численность которого

определяется Советом управляющих. В настоящее время МАГИ имеет 18

директоров, из которых 5 избираются от стран с наибольшими квотами (США,

Японии, Германии, Франции и Великобритании). Президентом и председателем

Совета директоров является (по должности) президент МБРР. Фактически

деятельностью МАГИ руководит исполнительный вице-президент Банка.

Конвенция об учреждении МАГИ была подписана от имени России 15 сентября

1992 г. и ратифицирована Верховным Советом 22 декабря 1992г. Депозитарием

активов МАГИ в России является Центральный банк Российской Федерации,

функции канала связи выполняет Минфин России. Проект Соглашения между

Правительством России и МАГИ о правовой защите гарантированных

капиталовложений одобрен распоряжением Правительства от 3 сентября 1993 г.

МАГИ является важным международным институтом по обеспечению гарантий

посредством страхования международного инвестиционного процесса, его роль

будет возрастать по мере развития инвестиционной деятельности международных

кредитно-финансовых организаций группы Всемирного банка.

В 1965 году 46 государствами-членами МБРР была подписана Вашингтонская

конвенция о разрешении инвестиционных споров. В соответствии с положениями

Конвенции в 1966 году при МБРР был учрежден Международный Центр разрешения

инвестиционных споров с целью обеспечения консультационной и арбитражной

служб для иностранных инвесторов и стран-членов.

В 1985 году в рамках Банка был создан еще один механизм координации

действий доноров — так называемый Специальный фонд для Африки к югу от

Сахары, управляемый MAP.

В процессе функционирования Всемирного банка институционально-правовой

механизм претерпел значительные изменения, которые частично нашли отражение

в положениях Устава, но в большей части были введены через посредство

внутренних правил организации. Анализ организационной структуры группы

Всемирного банка свидетельствует о том, что продолжается процесс ее

усложнения и диверсификации, в основе которого лежит расширение

универсальности характера и разнообразия задач, стоящих перед входящими в

нее организациями.

Правосубъектность организаций группы Всемирного банка

Международную правосубъектность организаций группы Всемирного банка

можно рассматривать с разных правовых позиций. Членство в них многих

государств подтверждает правомерность обладания МБРР международной

правосубъектностью. Соглашения о предоставлении МБРР и его филиалам статуса

специализированных учреждений ООН подчеркивают самостоятельность,

независимость и автономию этих организаций.

Всемирный банк, являясь субъектом международного права, обладает

международной правосубъектностью, которая позволяет ему вступать во

взаимоотношения с другими субъектами, в том числе с региональными банками

развития.

Международные финансовые организации универсального характера тесно

связаны друг с другом и взаимозависимы. В отличие от универсальной

правосубъектности государств, правосубъектность международных организаций

носит особый характер, ограниченный рамками учредительного акта.

Международная правосубъектность — качественная сторона юридической природы

международных организаций, включающая в себя способность иметь права и

самостоятельно их осуществлять. «Международная правосубъектность является

неделимой». Для международных организаций как субъектов международного

права не является необходимым обладание территорией и населением и,

следовательно, осуществление территориального верховенства, для государства

— это необходимые элементы, без которых нет суверенного государства.

«Международная организация объективно не обладает качеством международной

правосубъектности. Этим качеством ее наделяют государства-учредители».

Суверенное государство может быть субъектом всех правоотношений, которые

совместимы с его суверенитетом и нормами международного права.

Международная организация создается для выполнения конкретных задач, она

имеет определенные цели и соответствующие функции, зафиксированные в

учредительном акте. Задачами, целями и функциями международной организации

определяется и ограничивается объем ее международных прав и обязанностей. В

силу этого международные кредитно-финансовые организации могут быть

участниками лишь строго определенных видов правоотношений.

Различные МКФО «могут обладать различным объемом прав и обязанностей».

Например, объем прав и обязанностей МБРР больше, чем MAP или МФК. Но

последние имеют такие права и обязанности, которыми не располагает МБРР. То

же можно сказать и об Организации Объединенных Наций, объем прав и

обязанностей которой отличается от объема прав и обязанностей

специализированных учреждений ООН.

Международные организации имеют право на заключение международных

договоров с государствами и с другими международными организациями. Однако

круг вопросов, которые международные организации могут таким образом

регулировать, гораздо уже, чем у государств. Он касается только их

деятельности, предусмотренной уставом организации. Без наличия у

организации правоспособности заключать международные договоры она не может

считаться субъектом международного права. Договоры, заключаемые

международными кредитно-финансовыми организациями друг с другом, касаются в

основном вопросов сотрудничества и координации деятельности.

Капитал Всемирного банка

Ресурсы головного учреждения группы Всемирного банка — МБРР образуются

из собственного (акционерного) капитала, привлеченных средств и

нераспределенной прибыли от произведенных операций. Страны — члены МБРР

подписываются на акции Банка согласно выделенной им квоте, приблизительно

равной квоте в МВФ (что еще раз подчеркивает взаимосвязь этих двух

специализированных учреждений ООН), формируя таким образом его уставный

капитал.

МКФО в финансовом смысле отличаются от других международных организаций

экономического характера. Это отличие состоит в следующем: в распоряжении

международных банков развития находится капитал, состоящий из акций,

подписка на которые разрешается только государствам-членам этих банков.

Каждая страна-член подписывается на свою долю акций в капитале банка,

причем каждый член межгосударственной кредитно-финансовой организации

подписывается на количество акций, указанных в специальных приложениях к

учредительным соглашениям этих организаций. Ответственность государств-

членов ограничивается размером их подписки.

.

Международный денежный рынок является главным источником капиталов

Всемирного банка, имеющего наиболее выгодную категорию, в связи с тем что

погашение кредитов обязательно гарантируется правительствами стран-членов,

а «кредитоспособность суверенных заемщиков опирается на весь потенциал

национальной экономики с ее природными ресурсами и перспективами роста».

Банк — главный заемщик на рынке капитала"2. Часть средств, которые

Всемирный банк дает взаймы развивающимся странам, он получает в качестве

взносов от стран-членов.

Банк также берет взаймы посредством продажи облигаций и векселей

напрямую правительствам, их представительствам и центральным банкам.

Наглядным примером является Япония. В течение 14 лет она пользовалась

кредитами МБРР. Теперь Банк берет взаймы большие суммы у Японии. Ни богатые

страны, ни отдельные частные лица не берут кредиты у Всемирного банка,

который ссужает деньги только кредитоспособным правительствам развивающихся

стран и стран с переходной экономикой.

Хотя кредитование через МБРР и MAP осуществляется на различных

финансовых условиях, критерии оценки проектов, которые применяют обе

организации, являются одинаковыми, при оценке обоснованности проектов

используются одни и те же стандарты. Решение о том, какая из организаций —

МБРР или MAP — будет финансировать проект, зависит от экономической

ситуации в стране, а не от самого

проекта. Чем беднее страна, тем благоприятнее условия, на которых она

может получить кредиты у Всемирного банка.

Организации группы Всемирного банка в системе учреждений ООН

Взаимоотношения Всемирного банка и ООН установились давно, еще до

подписания уставов двух организаций. Во время слушаний в конгрессе США по

вопросу об учреждении финансовых институтов в 1944 году доктор Уайт

говорил: «Нам необходимо соглашение между Объединенными и ассоциированными

нациями...». 15 ноября 1947 г. ООН и МБРР подписали соглашение, в

соответствии с которым Банк стал специализированным учреждением ООН.

В статье 56 Устава ООН содержится положение о постоянной связи

специализированных учреждений ООН с самой Организацией. В свою очередь,

уставы международных кредитно-финансовых учреждений содержат положения о

сотрудничестве друг с другом. Например, Банк осуществляет сотрудничество с

любой международной организацией общего характера, а также с общественными

международными организациями, осуществляющими специализированные функции в

родственных областях». Все отношения межправительственных организаций с ООН

и друг с другом строятся на основе международных договоров. Так, МФК имеет

соглашение о сотрудничестве с ООН, которое вступило в силу 31 января 1957

г. и в соответствии с которым Международная финансовая корпорация получила

статус специализированного учреждения ООН.

В ходе осуществления задач, зафиксированных в их уставах, МКФО часто

заключают между собой соглашения о совместном участии в выполнении того или

иного проекта или его финансировании. В 1964 году МБРР и MAP, с одной

стороны, и МАБР — с другой, заключили соглашение о координации действий по

выполнению проекта постройки дорог в Эквадоре. Различные соглашения

Всемирный банк имеет и с другими региональными банками. Существует ряд

договоров Всемирного банка с международными организациями системы ООН: с

ЮНЕСКО и ФАО — соглашения о сотрудничестве в деле выполнения проектов

финансирования в области образования и сельского хозяйства; с ГАТТ (ВТО) —

по вопросам торговой политики; с МОТ — по вопросам социальных гарантий и

социального обеспечения; с ЮНК-ТАД — по вопросам инвестиционных потоков и

приватизации и т. д. Правовым основанием заключения международными

финансовыми организациями международных договоров являются их учредительные

акты.

Все организации группы Всемирного банка имеют статус специализированных

учреждений ООН и обладают определенными общими признаками:

1) межправительственный характер учредительных актов;

2) широкая международная ответственность в рамках своей компетенции;

3) осуществление деятельности в специальных областях, предусмотренных

положениями Устава ООН;

4) связь с Организацией Объединенных Наций.

Применительно к универсальным международным кредитно-финансовым

организациям первый признак выделяет их из ряда других организаций,

осуществляющих свою деятельность в финансовой области, тем, что

учредительные акты последних носят смешанный или национальный характер.

Второй признак подчеркивает универсальный характер организаций и

является существенным признаком в определении кредитно-финансового

учреждения. Этот признак отличает специализированные учреждения ООН от

международных межправительственных институтов, компетентных в подобных

вопросах, но на региональном уровне.

В третьем признаке акцент сделан на классификацию сферы деятельности

организаций, предусмотренной положениями Устава ООН, Для международных

кредитно-финансовых организаций это прежде всего экономическая область, а

также социальная область, образование и др.

Последний из перечисленных признаков является специфическим, выделяющим

специализированные учреждения ООН в особую группу международных

организаций.

Контроль за деятельностью специализированных учреждений, включая и

кредитно-финансовые институты, возлагается на ЭКОСОС под руководством

Генеральной Ассамблеи ООН. В 1947 году Совет управляющих МБРР одобрил

Соглашение между Банком и ООН, которое определило место Банка в системе ООН

и его обязанности перед ООН как специализированного учреждения.

Банк имеет те же права, что и прочие специализированные учреждения ООН,

но многие исследователи отмечают, что «в ратифицированные в 1947 году

соглашения ООН Фонду и Банку удалось внести такие оговорки, которые сделали

их статус учреждений при ООН во многом формальным». Независимая от ООН

деятельность МБРР объясняется в первую очередь материальными причинами, а

именно «финансовой автономией», которая является фундаментом

самостоятельности, отсутствующим у других нефинансовых учреждений ООН.

По своей юридической природе соглашения между специализированными

учреждениями и ООН являются международными договорами. Но договоры между

ООН и международными универсальными кредитно-финансовыми организациями

имеют характерные особенности. Это подчеркивают многие авторы. Так, Е. А.

Шибаева отмечает: «Наибольшие отличия имеются в соглашениях, заключенных

ООН с МВФ, МБРР и МФК»- ООН обладала изначально несколько урезанными

функциями в области экономических отношений, не имела институтов и

механизмов, позволяющих решать важнейшие мирохозяйственные задачи времени

основания ООН. В Уставе ООН были заложены основы решения экономических

задач международно-правовыми средствами.

«Положения Устава ООН свидетельствуют о том, что отношения ООН со

специализированными учреждениями строятся исключительно на началах

рекомендаций», — отмечает Е. А, Шибаева. Большая самостоятельность, которой

обладает МБРР в решении целого ряда вопросов кредитно-финансового

характера, выделяет его в сравнении с другими специализированными

учреждениями ООН. В одном издании МБРР было отмечено, что «действия;

предпринимаемые Банком в предоставлении займов, являются прерогативой

самого Банка. Для ООН наиболее целесообразным будет воздержаться от

рекомендаций относительно займов и условий их предоставления». Органы ООН

располагают определенными полномочиями по отношению к специализированным

учреждениям в вопросах координации их действий и рекомендаций. МБРР

является специализированным учреждением с широкими международными

полномочиями в финансовой и связанными с ней областях в объеме,

предусмотренном Уставом МБРР. В Соглашении отмечается: «Вследствие

характера своих международных обязанностей и положений Устава Банк является

независимой международной организацией и должен функционировать как

таковая». ООН признает, что действия, предпринимаемые Банком в области

предоставления займов, определяются независимым статусом Банка, на

основании его решений; принятых в соответствии со статьями Соглашения по

МБРР. ООН может давать рекомендации, касающиеся технических вопросов. Это

означает, что ни ООН, ни другие подобные институты не имеют права давать

Банку рекомендации в отношении политики и оказывать воздействие или

давление на его деятельность. МБРР имеет право заключать соглашения в

кредитно-финансовой области с любым другим субъектом права. Это

предопределяет международную правосубъектность Банка.

Соглашения о сотрудничестве между ООН и филиалами МБРР —• МФК, MAP, МАГИ

— строятся на аналогичных принципах.

Устав ООН предполагает постоянные контакты между специализированными

учреждениями ООН и ЭКОСОС. ЭКОСОС вступает в соглашения с международными

организациями, имеющими широкую международную компетенцию в области

экономической, культурной, социальной, образования или здравоохранения.

Специализированные учреждения как международные организации с широкой

компетенцией играют важную роль в системе современных международных

отношений. Будучи связанными с ООН соглашениями о сотрудничестве и образуя

систему универсальных международных организаций, они способствуют

комплексному рассмотрению и решению многих глобальных проблем

современности.

В соответствии с соглашениями, заключенными между ООН и

специализированными учреждениями, последние имеют право быть

представленными на заседаниях ЭКОСОС и его комитетов, участвовать через

своих представителей в обсуждении интересующих их вопросов и вносить по

таким вопросам предложения, которые могут быть поставлены на голосование по

требованию любого члена Совета или соответствующего комитета107.

Взаимоотношения Всемирного банка с Украиной

В 1996 г. Всемирный банк бросил все силы на работу с Украиной, превратив

ее в своеобразный испытательный полигон западной инициативы. В Украине

мгновенно появились десанты "структурных займов", бесчисленных

специалистов, советников; замелькали семинары, конференции, обмены опытом,

телевизионные и газетные интервью и т.п.

В соответствии со своим уставом банк должен финансировать конкретные

проекты в интересах заказчика. Однако в своей деятельности в Украине он

проводит нужную ему политику, а в большинстве случаев финансово

обусловливает нужную ему ориентацию страны. В денежном выражении более 70%

от общей суммы займов банка России, Украине, другим странам СНГ идет на

"структурные займы" т.е. фактически на изменение или формирование той или

иной линии национального правительства в социальной, экономической,

политической областях, на проведение в жизнь планов банка относительно

будущего всего региона СНГ. Определенные категории "чистых" структурных

займов выдаются правительствам просто за выполнение требуемого банком

политического, внешне- или внутриэкономического курса. В ООН такие займы

окрестили "карманными".

Иначе говоря, как свидетельствует практика, довольно часто структурные

займы — это гибкий и чрезвычайно эффективный инструмент контроля над

правительствами пост коммунистических стран.

Оставшиеся 30 процентов направленных на регион денег идут на конкретные

займы — на налаживание городской инфраструктуры, промышленности, сельского

хозяйства. Идя или не идя навстречу подобным запросам, банк руководствуется

не истинными нуждами страны, а своей моделью ее развития, в абсолютном

большинстве случаев не соответствующей интересам заказчиков. Соглашаясь

помочь по конкретному запросу, банк, как правило, ставит условие — он

должен обладать правом возможной корректировки. Это позволяет создать

необходимый психологический климат для успешного развертывания стратегии

банка. В начале работы над заказом банк присылает "бесплатных"

консультантов, которые оплачиваются грантами, выдаваемыми богатыми

странами. Заказчики — министерства, ведомства — поначалу охотно избавляются

от организационно-финансового бремени, не открывающем перспективы личного

обогащения, что соответствует латентной цели советской бюрократической

традиции и ее современным носителям. Ведь иностранные специалисты работают

бесплатно, планируя политику проекта и закладывая условия займа денег. По

получении готового проектного задания постсоветский клиент, как правило,

разочарован, так как ему предлагается гораздо меньше денег, и что еще

важнее, совсем не на то, на что ему надо. Вместо ожидаемых кредитов на

развитие он получает еще новых консультантов и адвокатов, но уже платных,

которые предрекают полный крах, если клиент не закупит необходимые ему

оборудование, детали, услуги на Западе, если не привлечет иностранных

специалистов и иностранные компании для руководства отраслями, подчиненными

клиентами.

Привлекаемые же компании не только не приносят с собой инвестиций, но

наоборот, требуют твердой оплаты своих услуг. С помощью адвокатов,

работающих над "переделкой" законодательства в Украине, не граждане страны,

не потребители, а такие компании получают и оговоренную в законе

неприкосновенность своей реформаторской и управленческой деятельности.

Проследим такую деятельность банка на нескольких примерах. Формально

правительство страны, администрация отдельного города или предприятия

бедной страны ("заказчик") обращается к банку за помощью в каком-то

конкретном деле. Например, речь идет о замене трамвайного парка в одном

городе, ремонте метро в другом, наладке коммуникаций в третьем. Банк

соглашается помочь, но при этом выдвигает условия, по которым поставка

оборудования, обеспечение технической, законодательной экспертизы должны

непременно осуществляться странами — основными донорами, чтобы

компенсировать вклады этих стран в банк.

Для банка неважно, что вагоны метро или трамвая были изготовлены в

Украине или в СНГ, и, обращаясь за помощью, заказчик как раз имел в виду

приобретение недостающих недорогих деталей по месту изготовления. Вместо

этого банк навязывает импорт таких деталей, а тем временем отечественный

трамвайный или метростроительный завод останавливается. Банк остается верен

себе, не предпринимая решительно никаких усилий для восстановления

экономики страны-заемщика; зато неизменно, от ссуды к ссуде, сфера сбыта

богатой страны-донора увеличивается.

Последняя инициатива банка - приватизация муниципальных служб, в

частности водоканалов, с тем, чтобы отдать их в руки нескольких

американских, французских и английских частных компаний. Хотя любой учебник

по экономике, изданный на Западе, признает большинство муниципальных служб,

и в особенности водоканалы, естественными монополиями и требует развитого

законодательства для государственного урегулирования их деятельности.

Поэтому, например, в США, Германии подобные службы остаются

государственными. В Украине же имеется минимальная законодательная база для

экспериментирования с монополиями, однако банк все же упорно проводит свою

политику приватизации. Стоимость бытовых услуг при этом существенно

возрастает.

Конечная цель подобного рода займов в Украине — передача водоканалов в

руки иностранных компаний на совершенно надуманных основаниях: "слабые

технические знания инженеров, отсутствие эксплуатационного опыта и умения

развить конкурентоспособную промышленность в бытовой сфере, нехватка

квалифицированных инженеров, техников, ученых. Таким образом создается

рынок сбыта для изготовленного за рубежом оборудования и увеличивается

объем сопутствующих услуг иностранных инженеров и адвокатов; создается

уникальный прецедент зависимости и администрации городов и их жителей от

прихотей зарубежного монополиста.

Банк, в случае "последовательного" осуществления предложенного проекта,

как правило, гарантирует чудодейственный подъем в любой области. Например,

предлагается изжившая себя модель здравоохранения США с выкупом и

превращением больниц в прибыльные финансовые учреждения для

усовершенствования системы здравоохранения в странах — клиентах банка.

Одновременно банк добивается и пересмотра системы начального, среднего и

высшего образования в Украине. Несмотря на то, что американские школы и

большинство университетов дорогостоящи и эффективны только в условиях

экономики США, сугубо коммерческий американский образец будет насаждаться в

Украине и других странах СНГ, подрывая систему все еще доступного для

большинства и пока еще качественного, по крайней мере, в естественной и

технической сфере, образования.

Несомненно, займы последнего времени на сокращение производства угля в

Украине направлены на то, чтобы прекратить доступ на западные рынки

дешевого металла из Восточной Европы и стран СНГ. Под предлогом помощи

предлагаются огромные займы на свертывание производства угля, таким образом

металлургическая промышленность лишается сырья и возможности развивать

производство.

Казалось бы, целесообразно включить в широкомасштабную угольную

программу, прежде всего, техническую помощь по оснащению металлургического

производства конверторами, не требующими угля для выплавки металла. Однако

по вышеупомянутым причинам программа этого не предусматривает.

Примечательно, что это уже не первая попытка банка относительно

ликвидации металлургической промышленности в Украине. Предыдущие попытки

предпринимались под экологическими лозунгами. В ряде городов юго-восточной

Украины банк начал устанавливать системы оповещения, которые должны были

автоматически останавливать металлургические заводы до тех пор, пока воздух

не очистится. Реализация такой "стратегии", вне сомнения, привела бы к

неминуемому вымиранию не только промышленности, но и самих городов, всецело

от нее зависящих.

Общеизвестные экономические выводы экологической теории состоят в том,

что только стабильно работающие, богатые предприятия могут платить за

эффективную охрану природы. Вот бы и помочь им наладить их работу, но таких

предложений ни от Всемирного банка, ни от Европейского банка реконструкции

и развития не поступало. Зато в процессе природоохранной работы иностранные

инженеры-экологи обосновали необходимость закрытия сталеплавильных

производств с тем, чтобы предоставить покупателю возможность приобрести их

по минимальной цене. По той же причине банк стремится интенсивно влиять на

руководителей министерств и ведомств Украины, чтобы навязать ссуду на

предупреждение выделения в атмосферу вредных веществ под предлогом борьбы

против гипотетической возможности изменения климата.

Ярким примером того, как реализуются выгодные для основных доноров банка

решения, является предоставление Украине в 1996 г. кредита на развитие

предприятий. Этот кредит обставлен рядом условий, не только весьма

отдаленно связанных с задачей структурной перестройки предприятий, но и

серьезно искажающих правила цивилизованной конкуренции на внутреннем рынке

страны. Этого прежде всего хотят добиться путем отмены процедуры

обязательной сертификации качества импортных товаров, чтобы устранить все

препятствия для широкого проникновения на рынок низкокачественной продукции

из-за рубежа, что может окончательно уничтожить национального

производителя.

Итоговый баланс помощи

Несмотря на утверждение, что "помощь идет", по состоянию на сентябрь

1996 г. лишь символическая часть из полутора миллиардов долларов,

полученных, например, Украиной с 1991 г., пошла на удовлетворение срочных

нужд ее кризисной экономики. Вопреки самому уставу банка, по которому

заказчик обращается к банку с просьбой финансировать ссуду, с 1996 г.

Украине "запланированы" ежегодные займы в размере 1,5 миллиардов долларов.

Предложенные банком структурные изменения в промышленности ставят

постсоветские страны в зависимое положение. В результате этого долги

Украины, как и прочих стран СНГ, все более возрастают, а тем временем

проводятся дорогостоящие и опасные социальные и политические эксперименты.

Свою деятельность в Украине специалисты банка считают чрезвычайно успешной,

тогда как Украина прозябает в условиях разрушенного рынка. Украина в

результате кредитной политики банка постепенно впадают в хроническую

зависимость от кредиторов, теряя реальные шансы на экономический подъем не

только в ближайшей перспективе, но и в обозримом будущем. Расплачиваться за

неэффективно потраченные деньги придется дорогой ценой: не только выплатой

процентов за кредиты, но и ослаблением позиций национальной промышленности,

потерей рынков, переориентацией экономики на экспорт сырья, направлением

политики государственных институтов фактически на повышение благосостояния

развитых стран, что грозит потерей самостоятельности в управлении

собственной страной.

Примечательно, что только недавно Всемирный банк, Международный валютный

фонд и Европейский банк реконструкции и развития на совместном заседании

решили констатировать "латиноамериканизацию" украинской модели

экономического развития. Есть основания считать, что даже при наиболее

благоприятном стечении обстоятельств Украине придется лишь стать в очередь

за Польшей, Чехией и Венгрией, которым уже отведена второстепенная роль на

европейском рынке с ограничением производства и экспорта угля, металла и

текстиля — основных конкурентоспособных продуктов этих стран.

Разработанная Всемирным банком новая Стратегия помощи Украине

предусматривает базовый и пессимистический варианты, - сообщил глава

представительства ВБ в Украине Грегори Эджейчак, передавая Председателю

Верховной Рады Ивану Плющу тезисы Стратегии для ознакомления.

По его словам, предоставление кредитов, согласно рассчитанной на три

года Стратегии помощи, будет зависеть от уровня реализации рыночных реформ.

В частности, при успешном развитии экономики Стратегией предусмотрен

базовый вариант кредитования Украины на сумму около $1,8 млрд.

В то же время, в случае отсутствия рыночных реформ или конкретных шагов

в этом направлении будет введен в действие пессимистический вариант,

согласно которому Украине за три года будет предоставлено $480 млн., причем

только на программы борьбы с туберкулезом, сахарным диабетом и

усовершенствования системы здравоохранения в целом.

Украина является членом Всемирного банка с 1992 года. За это время

Украина накопила немалую кредитную историю взаимоотношений со Всемирным

банком: его учреждения осуществили в Украине около 20 проектов,

направленных на развитие частной экономики, финансового и аграрного

секторов.

1995 год. Всемирный Банк предоставил кредит в размере $70 млн. на

модернизацию

угольной промышленности, в частности шахтного оборудования.

1996 год. $114 млн. – для модернизации действующих гидроэлектростанций.

1997 год. $120 млн. в виде кредитных гарантий иностранных инвестиций в

аграрный сектор страны.

1998 год. ВБ предоставил Украине заем на развитие системы казначейства в

размере $ 16,4 млн. и кредит в $25 млн. на развитие села. В октябре 1998

года ВБ и Украина заключают соглашение о займе на улучшение системы

центрального отопления в Киеве.

1999 год. ВБ выделил Украине несколько кредитов, в том числе - очередной

транш кредита на реструктуризацию финансового сектора в $100 млн.

Соответствующее соглашение между правительством Украины и ВБ по программе

реструктуризации финансового сектора было подписано в 1998 году. Общая

сумма кредита составляет $300 млн. В этом же году Киев получил первый транш

кредита на структурную перестройку угольной отрасли Украины. Общий размер

кредита - $300 млн.

2000 год. В январе Всемирный банк принял решение предоставить Украине

заем на $ 18,3 млн. для улучшения энергосбережения в учреждениях Киева.

И, наконец, 12 сентября 2000 года Совет директоров ВБ утвердил новую

Стратегию помощи Украине на ближайшие три года, предполагающей

предоставление кредитных средств на сумму не менее $450 млн.

В общей сложности с момента вступления в Всемирный банк Украине выделено

более 2,2 млрд долларов.

21 мая 2002 -решение фискальных проблем для выполнения запланированных

бюджетных поступлений, приватизация следующей серии областных

энергоснабжающих компаний и дальнейшая реструктуризация Ощадбанка являются

основными задачами при подготовке к выделению Украине второго транша

Программного системного займа (ПСЗ-2) Всемирного банка, сообщает "Интерфакс-

Украина".

Украина в текущем году в рамках ПСЗ-2 ожидает поступления около $250

млн. Всемирный банк утвердил первый транш ПСЗ-1 в размере $250 млн., а 20

сентября 2001 года перечислил из него Украине $150 млн. Выделение второй

части первого транша в объеме $100 млн. было утверждено 7 декабря.

ПСЗ общим объемом $750 млн. является базовым в Стратегии помощи

Всемирного банка Украине на 2001-2003 годы, утвержденной в сентябре 2000

года. Заем предоставляется тремя равными ежегодными траншами.

По словам Й.Линна, для исправления нынешней ситуации недостаточных

бюджетных поступлений необходимо ужесточить требования к предоставлению

льгот, сделав их более адресными, улучшить администрирование налогов.

Говоря об Ощадбанке, вице-президент призвал к дальнейшему проведению его

реструктуризации, а также предложил рассмотреть вопрос возможного

ограничения его новых кредитных операций. Как сообщил министр экономики

Александр Шлапак, Всемирный банк положительно воспринял информацию

председателя Национального банка Владимира Стельмаха о том, что с 15 мая

НБУ ограничил кредитную активность Ощадбанка до принятия совместно с

Всемирным банком плана его реструктуризации, который, как ожидается, должен

быть согласован в июне.

Как сказал Й.Линн, продемонстрировав значительный прогресс в

приватизации первой группы облэнерго, правительство должно сделать

следующий шаг, начав более сложную приватизацию следующей группы облэнерго.

По его словам, основные трудности заключаются в ухудшению конъюнктуры

"мирового рынка энергоприватизации" и больших долгах приватизируемой группы

облэнерго. Вице-президент предложил помощь банка в реструктуризации долгов

и создании прозрачных условий приватизации для привлечения стратегического

инвестора.

Помимо того, Й.Линн заявил о готовности сотрудничать с Украиной в

вопросах административной и земельной реформ, в частности, создания единого

учреждения по регистрации прав на земельные участки и недвижимое имущество.

Как заявил вице-президент банка Йоханнес Линн , выполнение этих задач

может позволить Украине осенью этого года получить ПСЗ-2. При этом он

подчеркнул, что менеджмент Всемирного банка убеждал руководство выделить

средства по ПСЗ-2 ($250 млн. - ИФ) одним траншем, аргументируя свою позицию

успешным внедрением Украиной ПСЗ-1. При этом, как отметил вице-президент

банка, для выделения ПСЗ-2 необходимым является также факт сотрудничества

Украины с Международным валютным фондом.

Напомним, что список своих требований к Украине МВФ предъявил

несколькими неделями ранее. Совет директоров Международного валютного фонда

призвал Украину решить проблему долгов в энергосекторе и приступить к

третьему этапу аудита национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины",

ускорить реформы в экономике, усилить надзор в банковской сфере,

реформировать некоторые госбанки, а также принять меры по борьбе с

отмыванием грязных денег.

8 ноября 2002 год ИНТЕРФАКС-УКРАИНА - Всемирный банк выделит Украине $30

млн. льготного займа по проекту развития частного сектора в случае

ратификации этого кредита Верховной Радой.

Как сообщили агентству "Интерфакс-Украина" в посольстве Украины в США,

соглашение о займе между Украиной и Международным банком реконструкции и

развитии (МБРР), а также соглашение о внедрении проекта подписали в четверг

в Вашингтоне чрезвычайный и полномочный посол Украины в США Константин

Грищенко и директор банка по Украине и Беларуси Лука Барбоне.

Таким образом крупнейшим внешним кредитором Украины остается Всемирный

банк, долг перед которым в первом полугодии 2002 года сократился на $42,1

млн. - до $2305 млн., что составляет 29,2% в общей структуре прямого

внешнего долга страны.

Список литературы

1. Международные кредитно-финансовые организации/Под редакцией

А.А.Моисеева. – М, 1999

2. Международные организации:Учебное пособие / Под редакцией

Ю.Г.Козака, В.В.Ковалевского. – Одесса, 2001

3. Правовое положение Международного Валютного Фонда и Всемирного

банка/Под редакцией В.Г.Левина. – М, 1996

4. Информационное Агентство "Интерфакс-Украина" www.interfax.kiev.ua


No Image
No Image No Image No Image


No Image
Все права защищены © 2010
No Image