Космополитизация мировой политики
Космополитизация мировой политики
Космополитизация мировой политики
А.В.Торкунов
Изменение
традиционной Вестфальской системы международных отношений затрагивает сегодня
не только содержание мировой политики, но и круг ее субъектов. Если на
протяжении трех с половиной веков государства были доминирующими участниками
международных отношений, а мировая политика в основном политикой
межгосударственной, то в последние годы их теснят транснациональные компании,
международные частные финансовые институты, неправительственные общественные
организации, не имеющие определенной национальности, во многом космополитичные.
Экономические
гиганты, которые раньше легко было отнести к экономическим структурам
конкретной страны, потеряли эту привязку, поскольку их финансовый капитал –
транснациональный, менеджеры - представители разных национальностей,
предприятия, штаб-квартиры и системы маркетинга часто находятся на разных
континентах. Многие из них могут поднять на флагштоке не национальный, а только
собственный флаг корпорации. В большей
или меньшей степени процесс космополитизации, или «оффшоризации», затронул все
крупные корпорации мира Соответственно уменьшился их патриотизм по отношению к
тому или иному государству. Поведение транснационального сообщества мировых
финансовых центров нередко оказывается столь же влиятельным, как и решения МВФ,
«большой семерки».
Сегодня
международная негосударственная организация «Гринпис» эффективно выполняет роль
«глобального экологического полицейского» и часто определяет приоритеты в этой
области, которые вынуждено принимать большинство государств. Общественная
организация «Международная амнистия» обладает значительно большим влиянием, чем
межгосударственный центр ООН по правам человека. Телевизионная компания
Си-эн-эн отказалась от употребления в своих передачах термина «иностранный»,
поскольку «отечественными» для нее являются большинство стран мира. Значительно
расширяется и растет авторитет мировых церквей и религиозных объединений. Все
больше число людей, родившихся в одной стране, имеющих гражданство другой, а
живущих и работающих в третьей. Человеку часто легче общаться через Интернет с
людьми, живущими на других континентах, чем с соседями по дому. Космополитизация
затронула и худшую часть человеческого сообщества - организации международного
терроризма, преступности, наркомафии не знают отечества, а их влияние на
мировые дела остается на небывало высоком уровне.
Все
это расшатывает одну из важнейших основ Вестфальской системы - суверенитет,
право государства выступать высшим судьей в национальных границах и
единственным представителем нации в международных делах. Добровольная передача
части суверенитета межгосударственным институтам в процессе региональной интеграции
или в рамках таких международных организаций, как ОБСЕ, Совет Европы и др.,
дополнилась в последние годы стихийным процессом его «диффузии» в глобальном
масштабе.
Существует
точка зрения, согласно которой международное сообщество выходит на более высокий
уровень мировой политики, с долгосрочной перспективой формирования Соединенных
Штатов Мира. Или, выражаясь современным языком, движется к системе, схожей по
стихийным и демократическим принципам построения и функционирования с Интернет.
Очевидно, это слишком фантастический прогноз. В качестве прообраза будущей
системы мировой политики, вероятно, следовало бы рассматривать Европейский
союз. Как бы то ни было, с полной уверенностью можно утверждать, что
глобализация мировой политики, рост в ней удельного веса космополитического
компонента уже в ближайшее время потребуют от государств серьезного пересмотра
их места и роли в деятельности мирового сообщества.
Увеличение
прозрачности границ, усиление интенсификации транснационального общения,
технологические возможности информационной революции ведут к глобализации
процессов в духовной сфере жизни мирового сообщества. Глобализация в других
областях привела к определенному стиранию национальных особенностей
повседневного образа жизни, вкусов, моды. Новое качество международных
политических, экономических процессов, ситуации в области военной безопасности
открывает дополнительные возможности и стимулирует поиск нового качества жизни
и в духовной области. Уже сегодня можно считать универсальной, за редкими исключениями,
доктрину приоритета прав человека над национальным суверенитетом. Завершение
глобальной идеологической борьбы между капитализмом и коммунизмом позволило
по-новому взглянуть на доминирующие в мире духовные ценности, соотношение между
правами отдельного человека и благосостоянием общества, национальными и
глобальной идеями. В последнее время на Западе нарастает критика негативных
черт потребительского общества, культуры гедонизма, ведется поиск путей
сочетания индивидуализма и новой модели морального возрождения. О направлениях
поиска новой морали мирового сообщества свидетельствует, например, призыв
президента Чехии Вацлава Гавела возродить «естественное, уникальное и
неповторимое ощущение мира, элементарное чувство справедливости, способность
понимать вещи так же, как другие, чувство повышенной ответственности, мудрость,
хороший вкус, мужество, сострадание и веру в важность простых действий, которые
не претендуют быть универсальным ключом к спасению».
Задачи
морального ренессанса стоят одними из первых в повестке дня мировых церквей,
политики ряда ведущих государств. Огромное значение имеет результат поиска
новой национальной идеи, сочетающей специфические и общечеловеческие ценности,
процесс,который идет, по существу, во
всех посткоммунистических обществах. Высказываются предположения, что в XXI в.
способность того или иного государства обеспечить духовный расцвет своего
общества будет иметь не меньшее значение для определения его места и роли в
мировом сообществе, чем материальное благополучие и военная мощь.
Глобализация
и космополитизация мирового сообщества обусловлены не только возможностями,
связанными с новыми процессами в его жизнедеятельности, но и вызовами последних
десятилетий. Речь прежде всего идет о таких общепланетарных задачах, как защита
мировой экологической системы, регулирование глобальных миграционных потоков,
напряженности, периодически возникающей в связи с ростом народонаселения и
ограниченностью природных ресурсов земного шара. Очевидно - и это подтвердила
практика, - что решение таких проблем требует адекватного их масштабам
планетарного подхода, мобилизации усилий не только национальных правительств,
но и негосударственных транснациональных организаций мирового сообщества.
* * *
Подводя
итог, можно сказать, что процесс формирования единого мирового сообщества,
глобальная волна демократизации, новое качество мировой экономики, радикальная
демилитаризация и изменение вектора применения силы, появление новых,
негосударственных, субъектов мировой политики, интернационализация духовной
сферы жизнедеятельности человечества и вызовов мировому сообществу дают
основания для предположения о формировании новой системы международных
отношений, отличной не только от существовавшей в период холодной войны, но во
многом и от традиционной Вестфальской системы. Судя по всему, не окончание
холодной войны породило новые тенденции в мировой политике - оно только усилило
их. Скорее, именно новые, трансцендентные, процессы в области политики,
экономики, безопасности и духовной сфере, зародившиеся в период холодной войны,
взорвали прежнюю систему международных отношений и формируют ее новое качество.
В
мировой науке о международных отношениях в настоящее время нет единства
относительно сути и движущих сил новой системы международных отношений. Это,
видимо, объясняется тем, что сегодня для мировой политики характерно
столкновение традиционных и новых, доселе неизвестных факторов. Национализм
борется с интернационализмом, геополитика - с глобальным универсализмом.
Трансформируются такие основополагающие понятия, как «сила», «влияние»,
«национальные интересы». Расширяется круг субъектов международных отношений и
меняется мотивация их поведения. Новое содержание мировой политики требует
новых организационных форм. Сейчас еще преждевременно говорить о рождении новой
системы международных отношений как о завершенном процессе. Реалистичнее,
пожалуй, вести речь об основных тенденциях формирования будущего мирового
порядка, вырастания его из прежней системы международных отношений.
Как
и при любом анализе, в данном случае важно соблюсти меру в оценке соотношения
традиционного и только появляющегося. Крен в любую сторону искажает
перспективу. Тем не менее даже несколько утрированное подчеркивание новых
тенденций формирующегося сегодня будущего методологически сейчас более
оправданно, чем зацикленность на попытках объяснять возникающие неизвестные
явления исключительно с помощью традиционных понятий. Несомненно, что за этапом
принципиального размежевания между новыми и старыми подходами должен
последовать этап синтеза нового и неизменного в современной международной
жизни. Важно правильно определить соотношение национального и глобального
факторов, новое место государства в мировом сообществе, соразмерить такие
традиционные категории, как геополитика, национализм, сила, национальные
интересы, с новыми транснациональными процессами и режимами. Государства,
правильно определившие долгосрочную перспективу становления новой системы
международных отношений, могут рассчитывать на большую эффективность своих
усилий, а те, кто продолжает действовать исходя из традиционных представлений,
рискуют оказаться в хвосте мирового прогресса.
Список литературы
Гаджиев
К. С. Введение в геополитику. - М., 1997.
Глобальные
социальные и политические перемены в мире. Материалы российско-американского семинара (Москва, 23
- 24 октября /Отв. ред. А. Ю. Мельвиль. - М., 1997.
Кеннеди
П. Вступая в двадцать первый век. - М., 1997.
Киссинджер
Г. Дипломатия. - М., 1997. Поздняков Э. А. Геополитика. - М., 1995.
Хантингтон
С. Столкновение цивилизаций // Полис. - 1994. - № 1.
Цыганков
П. А. Международные отношения. - М., 1996.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.policy03.narod.ru/
|