Большая коллекция рефератов

No Image
No Image

Реклама

Счетчики

Опросы

Оцените наш сайт?

No Image

Основные направления реформирования российского уголовно- процессуального законодательства

Основные направления реформирования российского уголовно- процессуального законодательства

Министерство образования Российской Федерации

Московский Педагогический Государственный Университет

Курсовая работа

по Уголовному процессу

На тему:

«Основные направления реформирования российского уголовно- процессуального

законодательства»

Студента 4 курса

Факультета: «Социологии, экономики и права

Специальность «Юриспруденция»

Гнедыша Александра Владимировича

Краснодар 2002

ПЛАН

1. Введение_________________________________________________3

2. Судебная реформа - основа реформирования уголовно- процессуального

законодательства__________________________9

3. Повышение роли суда в системе органов уголовного процесса_18

4. Усиление охраны прав и свобод в уголовном процессе________22

5. Развитие и совершенствование принципов уголовного

судопроизводства__________________________________________29

Использованная литература________________________________41

1. Введение

Уголовный процесс - правовое понятие, связанное с представлениями о

правосудии, деятельности органов следствия, дознания, прокуратуры по

применению уголовного права в случае совершения преступления. Уголовный

процесс в любом государстве ведется на основании и по правилам,

установленным его законами, защищая существующий правопорядок от преступных

посягательств.

Правовое государство призвано обеспечивать охрану от преступлений прав

и свобод личности, жизни, здоровья, чести и достоинства, других благ

граждан, общества в целом, конституционного строя государства. Этому

служит, в частности, уголовное право, устанавливающее круг деяний,

запрещаемых под угрозой уголовного наказания, и виды таких наказаний. Тем

самым оно способствует предупреждению преступлений. Но если преступление

совершилось, то необходимо его раскрыть, найти виновного, выяснить все, что

надо знать для справедливого наказания преступника, и в то же время не

допустить ошибочного обвинения и, тем более, осуждения невиновного.

Виновный же должен быть наказан в строгом соответствии с законом,

характером и степенью его вины, данными о личности.[1]

Для предупреждения преступлений, привлечения к ответственности виновных

в преступлениях и их наказания в государстве существует система органов

уголовной юстиции. Ее вершину образует суд, призванный осуществлять

правосудие по уголовным делам. В большинстве случаев деятельности суда

предшествует расследование преступлений, производимое органами дознания и

предварительного следствия под надзором, а иногда и при участии прокурора.

В п. 1 ст. 118 Конституции РФ сказано: «Правосудие в РФ осуществляется

только судом». Правосудие в форме уголовного судопроизводства является

одним из путей осуществления судебной власти (п. 2 ст. 118 Конституции РФ).

Отсюда следует, что уголовное судопроизводство, понимаемое как одна из форм

осуществления правосудия, выражается в деятельности суда по уголовным

делам, где судебная власть реализуется через действия и решения суда.

Только суд может признать лицо виновным и назначить ему наказание.

Деятельность органов дознания, следователя, прокурора и суда

по

расследованию, судебному рассмотрению и разрешению уголовных дел

носит публично-правовой характер. Преступление, как наиболее

опасный вид правонарушений, причиняет личности, правам и свободам

граждан, обществу, государству серьезный вред. Это обязывает полномочные

органы государства принять все предусмотренные законом меры для

реализации норм уголовного закона и тем самым обеспечить охрану

личности, прав и свобод граждан, общественный порядок и безопасность

конституционного строя РФ, для гарантии мира и безопасности общества

от преступных посягательств, а также предупреждения преступлений (ст.

18, 46 Конституции РФ, ч. 1 ст. 1 УК РСФСР, ч. 2 ст. 2 УПК РСФСР, ст. 2

"Закона о прокуратуре Российской Федерации"). Реализация норм уголовного

законодательства в уголовном процессе достигается путем возбуждения

уголовного дела, быстрого и полного раскрытия преступления, уголовного

преследования лиц, совершивших преступление, обвинения их перед судом,

судебного рассмотрения и разрешения дела с тем, чтобы совершивший

преступление был осужден и подвергнут справедливому наказанию или,

в соответствии с уголовным законом, освобожден от ответственности

или наказания. Уголовный процесс должен ограждать невиновного от

привлечения к уголовной ответственности и осуждения, а в случае, когда

такое имело место, обеспечивать его своевременную и полную

реабилитацию[2].

Задачи быстрого раскрытия преступлений и изобличения виновныхсостоят в

том, чтобы в предусмотренные законом сроки были установлены

обстоятельства происшедшего преступления, выявлено лицо, его

совершившее, собраны и проверены доказательства, виновность

обвиняемого и тем самым приближено назначение виновному наказания к

моменту совершения преступления.

Обеспечение правильного применения закона заключается в

строжайшем соблюдении и применении норм закона в ходе производства по

делу. Лишь при этом условии открывается возможность подвергнуть

виновного справедливому, соответствующему тяжести преступления и его

личности наказанию и оградить невиновного от неосновательного

привлечения к уголовной ответственности и осуждения, ибо изобличить и

наказать только виновного значит не допустить привлечения к

ответственности и осуждения невиновного.

Основанная на законе и направляемая законом деятельность

суда,

прокурора, следователя, органов дознания и образует основное

содержание уголовного процесса. Деятельность этих органов

государства имеет определяющее и организующее значение при

расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел. Государственные

органы и должностные лица несут ответственность за законное производство

по уголовному делу, законность принимаемых решений.

Указанная деятельность, однако, не исчерпывает содержания

уголовного

процесса. Уголовно-процессуальная деятельность слагается из

системы

процессуальных действий, в которых кроме органов государства

(должностных лиц) участвуют лица, в том или ином процессуальном положении

вовлекаемые в производство по делу. Для этого участия закон наделяет их

процессуальными правами или обязывает к совершению конкретных действий. В

одних случаях они совершают процессуальные действия в силу

предоставленных им прав или возложенных на них обязанностей

(возбуждают ходатайства, заявляют отводы, представляют доказательства,

выступают в судебных прениях, обжалуют действия и решения государственных

органов и т. д.), в других случаях привлекаются к

участию в деле, например, в качестве обвиняемого, участвуют в

проводимых следственных действиях (допросах, осмотрах, следственных

экспериментах и др.) или подвергаются мерам принуждения. В действиях,

совершаемых органами, ведущими уголовное производство по делу, лица,

участвующие в деле, также могут реализовать свои права. Все эти

действия органически входят в структуру уголовно-процессуальной

деятельности по реализации прав и выполнению обязанностей. Уголовно-

процессуальная деятельность - это система процессуальных действий,

совершаемых как органами государства, так и всеми участвующими в

производстве по делу лицами.

Производство процессуальных действий связано с

осуществлением

государственными органами (должностными лицами) и участниками

процессуальных действий своих прав и обязанностей, а, следовательно, они

вступают между собой в определенные правоотношения, в данном

случае в отношения, предусмотренные уголовно-процессуальным

законом, которые являются отношениями уголовно-процессуальными.

Уголовно-процессуальная деятельность может происходить только в форме

процессуально-правовых отношений. Иного, кроме процессуально-правовых

отношений, способа осуществления прав и обязанностей в уголовном

процессе нет. Стало быть, уголовный процесс есть уголовно-процессуальная

деятельность, регулируемая правом и, таким образом, воплощенная в уголовно-

процессуальных правовых отношениях. В той же мере, в какой правоотношения

всегда носят двухсторонний или многосторонний характер и в них реализация

прав одного субъекта требует реализации обязанностей другого,

уголовный процесс не может рассматриваться как деятельность

должностных лиц с односторонними властными полномочиями. Подобный взгляд

на уголовный процесс недопустим, т. к. он превращает участвующих в деле лиц

из полноправных субъектов судопроизводства в объекты властных

полномочий органов государства и снимает с последних ответственность за

свои действия перед личностью.

Для уголовного процесса характерно то, что вся система

процессуальных

действий и каждое отдельное действие производятся предусмотренном

законом процессуальном порядок (процессуальная процедура) обязателен для

всех (4 ст. 1 УПК), т. к. обеспечивает законность производства по делу,

права, интересы и свободы лиц, участвующих в деле, создает

гарантии достоверности доказательств, обоснованность и справедливость

принимаемых решений.

Единство рассмотренных элементов и образует общее понятие

уголовного процесса. Уголовный процесс - это регламентированная законом

деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда

по возбуждению, расследованию, судебному рассмотрению и разрешению

уголовных дел, а также всех участвующих в ней лиц, которая осуществляется

не иначе как в правовых отношениях и имеет своей задачей обеспечение

реализации уголовного закона.

Уголовное судопроизводство обеспечивает реализацию уголовного

закона как путем осуществления уголовного преследования, осуждения и

наказания виновного за совершение уголовного преступления, так и путем

отказа от уголовного преследования невиновных, освобождения лиц

от уголовной ответственности и наказания, реабилитации каждого, кто

необоснованно подвергся уголовному преследованию или был осужден.

Обеспечивая реализацию уголовного закона, уголовный процесс тем

самым защищает гражданина, общество, государство от преступлений и тем

самым охраняет конституционные права и свободы человека и гражданина.

Эту задачу уголовный процесс может выполнять только при условии,

когда в самом производстве по делу защищены права и законные интересы

участников процесса и иных лиц.

2.Судебная реформа - основа реформирования уголовно- процессуального

законодательства.

В ходе реформы судопроизводства в Российской Федерации предполагаются

изменения в разных его областях : в организации судебной системы (например,

введение суда присяжных), в профессиональном статусе судей (институт

мировых судей, пожизненное избрание), в процедуре вынесения приговора

(“двухэтапного” формирования приговора - присяжными и судей) и т.п. Эти и

другие планируемые новации не могут не затрагивать систему профессиональных

(Ценностных) ориентации судей, или на языке психологии - систему

психологических установок. Изменение системы профессиональных

психологических установок судей (их позиций, взглядов, отношений, мнений,

оценок) в ходе судебной реформы предполагает приближение к идеалу -

беспристрастному и объективному рассмотрению дел, принятию решений

(приговора, постановления) независимо не только от внешних, но и от

внутренних воздействий - от собственных симпатий или антипатий. Но может ли

судья уберечь себя, свое сознание от этого “внутреннего” влияния, и в

частности от возникновения антипатии к подсудимому? К сожалению, практика

свидетельствует, что не только следователь, который составляет

обвинительный акт, не только прокурор, обвиняющий подсудимого в совершении

преступления, но и судьи не свободны от такого “внутреннего” влияния.

Большинство из опрошенных судей (83% из 340 человек) полагают, что

они могут без особых проблем отбросить свои симпатии - антипатии и быть

беспристрастными, рассматривая то или иное дело. Не будем спорить, легко ли

можно подавлять установки, которые часто не поддаются контролю сознания

человека (особенно фиксированные оценочные установки). У психологов на этот

вопрос есть вполне однозначный ответ. Важно другое : и среди юристов, и

среди широкой общественности бытует мнение, что в судебной практике

существует феномен “обвинительный уклон”, заключающийся во взгляде на

подсудимого (чья вина еще не доказана судом) как на человека, безусловно

свершившего данное преступление. При этом одни полагают, что это явление в

судейской практике достаточно распространенное, другие - что менее частое.

Этому феномену посвящены монографии, в которых авторы-ученые высказывают

собственное мнение по данному вопросу. Но каково мнение на этот счет самих

судей? Насколько, по их представлению, выражен обвинительный уклон в их

практике?

Для выявления позиций судей в отношении к обвинительному уклону в их

практике были исследованы 74 судьи (члены Верховных, краевых, областных

судов, т.е. стоящие по своему статусу выше народных судей). На вопрос

анкеты, считают ли они, что в практике народных судей встречается

обвинительный уклон, 2/3 испытуемых выразили убеждение, что в

профессиональной деятельности большинства народных судей это явление очень

заметно. На вопрос, встречается ли в практике вышестоящих судей

обвинительный уклон, 34% испытуемых (фактически относящихся к этой

категории судей) утверждали, что обвинительный уклон не свойственен такой

категории судей , и только 8% опрошенных ответили, что это явление у судей

вышестоящих судов встречается часто. В ответ на вопрос : наблюдается ли в

их собственной практике обвинительный уклон, 85% полностью его отрицали

или отметили, что данное явление в их практике встречается чрезвычайно

редко.

Таким образом, формально признавая существование обвинительного

уклона с судебной практике, судьи отрицали его в собственной

профессиональной деятельности.

Если же эти данные сопоставить с мнением судей о том, что при

рассмотрении дела они могут быть объективными, то возникает вопрос;

действительно ли существует обвинительный уклон в практике судей, если сами

судьи за собой это не замечают? Может быть, это миф, рожденный позицией тех

людей, которые оказались неудовлетворенными решением суда? Предположение

такого рода имеет основание, хотя бы по той причине, что до сих пор не было

проведено специально организованных экспериментов, которые объективно

зафиксировали бы этот феномен и показали (с математической точностью)

степень его выраженности и распространенности.

Исходя из важности и значимости ответа на поставленные выше вопросы с

точки зрения как оценки правосознания судей, так и позиции тех, кто

указывает на наличие у судей обвинительного уклона, поставлена задача

исследовать эту область правосознания судей (их психологические установки

на подсудимого) с использованием специального инструментария. Его выбор

зависит от сущности анализируемого феномена.

Обвинительный уклон (“презумпция виновности”) есть проявление

позиции : данный подсудимый вероятнее всего совершил вменяемое ему

преступление. поскольку “позиция”, как и “мнение”, “отношение”, “оценка”

суть психологическая установка, то для выявления “презумпции виновности”,

ее наличия или степени выраженности необходим психологический

инструментарий. Таким инструментом является тест СОУЛ (“система оценочных

установок личности”), представляющий модификацию известного на Западе теста

“семантический дифференциал”. Тест СОУЛ разработан в соответствии с

основными международными требованиями текстологии, прошел профессиональную

экспертизу в ходе подготовки к публикации в “Психологическом журнале”

материалов о структуре, надежности и валидности (обоснованности

использования его при исследовании психологических установок типа

“обвинительный уклон”). Данный тест позволяет выявить не те позиции,

взгляды (установки), которые субъект хотел бы показать экспериментатору, но

- с помощью специальной процедуры - те, которые фактически влияют на его

поведение, хотя и не обязательно осознаются им. Поступки человека

определяются не только теми мотивами , которые осознаются им, но и его

собственными мотивами, которые находятся в сфере подсознания и о

существовании которых человек может не знать, хотя они определяют поступки

людей. В аналитической психологии К.Юнга это положение общепринято, а

юридическая практика знает множество примеров неосознаваемых мотивов,

которые получили название неопределенного умысла. При этом следует иметь

ввиду, что установка на какой-то объект на уровне сознания может иметь один

знак (например, отрицательный), а на уровне подсознания - другой. И тогда

человек искренне говорит : “Я это осуждаю, считаю, что это плохо”, а

фактическое его поведение строится так , что проявляет его позитивное

отношение к этому объекту. Возможно также одинаковое отношение к объекту и

на уровне сознания и на уровне подсознания (обычно это объекты, относящиеся

к общепринятым ценностям типа “друг”, “любовь” или общепринятым

антиценностям типа “враг”, “преступник”), Но поскольку профессиональное

поведение опытного специалиста во многом стереотипно (знакомые операции

осуществляются “механически”, “автоматически”), оно в значительно большей

степени, чем мы полагаем, регулируется подсознанием. сознание же в этом

случае лишь “объясняет” отличие поведения от сознаваемой установки.

Следовательно, для выявления истинных детерминант того или иного акта

поведения следует выявлять не только осознаваемые самим субъектом

установки, но и прежде всего те, которые определяют его поведение помимо

его воли и желания (например, помимо желания быть “объективным”). Вот

почему приведенные выше данные опроса судей следует рассматривать весьма

критично: испытуемые предъявляли экспериментатору свои осознаваемые

установки (в случае отсутствия умышленного обмана), которые не всегда

совпадают с неосознаваемыми. Именно поэтому для исследования выбран

инструмент, позволяющий выявить у испытуемого те установки, которые

определяют его поведение и не обязательно им осознаются. по этим же

причинам испытуемым при тестировании было сообщено, что изучается их

ассоциативное мышление, что в прочем, в определенной мере тоже

соответствует действительности.

Все исследование состояло из трех этапов : на первом исследовались

судьи (257 человек), на втором - по аналогичной программе - их коллеги

(прокуроры, адвокаты), а также неюристы. Поскольку эти исследования

проводились в 1989-1990 г.г., то на третьем этапе, в конце 1992 г., была

исследована еще одна группа судей в 115 человек.

При исследовании первой вывборки судей (257 человек) определялась

установка (знак - положительное или отрицательное отношение - и степень

выраженности) на объекты разной категории: на те, к которым у большинства

людей одинаковое отношение - либо положительное (“друг”, “солнце”) , либо

отрицательное (“враг”,”тяжелая болезнь”, ”слякоть”); ко второй категории

были отнесены те объекты с которыми испытуемые должны были себя

отождествлять: “судья”, “зональный судья”, “я”, “человек”, “народный

заседатель”; к третьей - объекты, связанные с судебным процессом

(профессиональной деятельностью испытуемых) : “адвокат”, “прокурор”,

“подсудимый”, “потерпевший”, “свидетель” ; к четвертой - объекты,

обозначающие должностных лиц, с которыми судья вступает в общение менее

часто : “начальник отдела юстиции”, “начальник милиции”, а также объекты

“власть” и “преступник”.

В ходе тестирования - выявления действительных установок на эти

объекты - по специальной программе, заложенной в ЭВМ, определялось:

1) каково знак установки у данного испытуемого на каждый из этих объектов,

т.е. каково фактическое отношение - положительное или отрицательное;

2) каково степень выраженности этого отношения - в 36-бальной шкале : от

+18 (максимально положительная установка на данный объект) до -18

(максимально отрицательная установка).

В последнее время происходят серьезные изменения всей судебной

системы, затрагивающие и, перечисленные выше принципы осуществления

судебной власти. Это началось с конца 1991 г., когда на первом

Всероссийском съезде судей, обсуждавшем вопросы судебной реформы, была

сформулирована ее концепция.

Среди всего, что ставит своей целью судебная реформа, можно, в частности,

выделить следующее:

1. Признание права каждого лица на разбирательство его дела судом

присяжных заседателей, права обжалования в суд неправомерных действий

должностных лиц;

2. Установление судебного контроля над законностью применения мер

пресечения и других мер процессуального принуждения;

3. Организацию судопроизводства на принципах состязательности,

равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;

4. Совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их

только закону, закрепление принципа их несменяемости и т.д.

Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, которые ввели судебный

контроль над арестами, были приняты после преодоления ожесточенного

сопротивления прокуратуры и поддерживавших ее депутатов. В первоначальном

виде законопроект развивал конституционные положения об установлении

судебного порядка решения вопроса о заключении под стражу в качестве меры

пресечения. Прокурор не может быть объективным при решении вопроса о

лишении обвиняемого свободы уже потому, что представляет сторону обвинения.

Как показывает практика, обвиняемого до суда заключают под стражу не

столько для того, чтобы изолировать от общества опасных преступников,

сколько для давления на него, попытки любым способом добиться признания

вины. В развитых же странах ордер на арест до судебного разбирательства

выдает судья, а не прокурор. Спустя более восьми лет после принятия

Конституции РФ, несмотря на заложенное в ней положение о том, что арест,

заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по

судебному решению, санкцию на арест по-прежнему дает прокурор.

В этой связи, будет интересно знать, что в настоящее время существует

компромисс, в соответствии с которым прокурор продолжает давать санкцию на

заключение под стражу и имеет право продлевать срок содержания под стражей,

а обвиняемый вправе обжаловать эти решения судье, который должен проверить

законность и обоснованность ареста.[3] Представители прокуратуры до

последнего возражали против того, чтобы судья проверял еще и обоснованность

ареста, стремились свести дело к формальной проверке законности.

Разработчики законопроекта с большим трудом убедили депутатов отклонить

соответствующую поправку.

Ярким примером действия такого правила стало дело В. Мирзаянова,

опубликовавшего в газете «Московские новости» статью о российском

химическом оружии. Следователи органов государственной безопасности сочли

это разглашением государственной тайны. Против ученого было возбуждено

уголовное дело, с санкции заместителя Генерального прокурора он был

арестован и помещен в следственный изолятор. Сокамерники рассказали ему о

нововведении (свиданий с адвокатом Мирзаянов был лишен) и объяснили, что

жалобу судье лучше передать через администрацию тюрьмы. Рассмотрев жалобу,

судья районного суда Москвы освободил Мирзаянова из-под стражи.

Впоследствии уголовное дело было прекращено.[4]

С жалобами на незаконный или необоснованный арест обращается менее трети

арестованных, судьи освобождают из-под стражи примерно каждого пятого из

них. Нельзя сказать, что это мало, следует лишь иметь в виду, что судьи не

часто вдаются в вопросы обоснованности обвинения, более того - нередки

случаи, когда судьи закрывают глаза на то, что следователи не вовремя либо

совсем не представляют доказательств обоснованности обвинения. Причинами

освобождения из-под стражи являются, как правило, состояние здоровья

обвиняемого, наличие у него иждивенцев и т. п. Удивляться не приходится,

ведь этот закон действует в старой системе.[5]

Одной из целей судебной реформы было также расширение полномочий судебной

власти за счет наделения судов функциями, которые в России традиционно

принадлежали прокуратуре. Речь идет о праве граждан обжаловать действия и

решения государственных органов и чиновников. В соответствии с российским

законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и

свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. гражданин, чьи права нарушены, может

обратиться непосредственно в суд - без предварительной подачи жалобы

вышестоящему должностному лицу.[6] Обжалуя решения и действия органов

власти, гражданин получил реальное право дойти до Верховного Суда (ранее

это даже представить себе было невозможно). Эта правовая норма заработала:

такие иски исчисляются многими тысячами, примерно три четверти из них суды

удовлетворяют.

Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О

судоустройстве»»[7], Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс

РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях возродили в России

суд присяжных - важнейшую гарантию защиты прав граждан и самую

демократическую форму судопроизводства. В процессе доработки закона

достигнут компромисс: рассмотрение дел присяжными вводилось лишь для

областных (краевых) судов, к подсудности которых по первой инстанции

относятся дела о наиболее тяжких преступлениях (убийство, изнасилование,

хищения в особо крупных размерах, преступления против безопасности

государства).

Был дополнен новым разделом «Производство в суде присяжных

заседателей» Уголовно-процессуальный кодекс. В соответствии с ним суд

присяжных в краевом, областном, городском суде действует в составе судьи и

12 присяжных заседателей. По каждому деянию (в совершении которого

подсудимый обвиняется государственным обвинителем) перед коллегией

присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:

1) доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

Решение коллегии присяжных заседателей именуется вердиктом. При

вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под

стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по

распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности

подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном

приговоре.

3. Повышение роли суда в системе органов уголовного процесса

Возрождение суда присяжных стало главным событием в реформе судебной

системы за 1992–1993 гг. Для начала суд присяжных ввели только в 9 регионах

(Московской, Рязанской, Саратовской, Ивановской, Ульяновской и Ростовской

областях, Ставропольском, Алтайском и Краснодарском краях), где

предварительно была проведена большая подготовительная работа.

Предполагалось, что передача права вынесения приговора двенадцати

независимым представителям народа приведет к появлению состязательности

процесса, ослабит обвинительный уклон, столь характерный для советской

неоинквизиционной судебной системы, и продемонстрирует общественности, что

правосудие освободилось от политического влияния.

В соответствии с законом присяжным заседателем может стать любой

достигший 25 лет, несудимый, дееспособный гражданин из перечисленных

регионов России. Из списков кандидатов в присяжные заседатели исключаются

по их заявлению сотрудники правоохранительных органов, судьи,

военнослужащие, священнослужители, руководители органов государственной

власти и их заместители, а также лица, не владеющие языком

судопроизводства, люди старше 70 лет, инвалиды либо лица, имеющие

физические или психические недостатки, мешающие им понять, что происходит в

зале суда. Для всех остальных участие в процессах в качестве присяжного

заседателя в течение 10 календарных дней в году - гражданская обязанность.

Списки потенциальных присяжных заседателей составляет областная

(краевая) администрация. После довольно сложной процедуры отбора (на

заключительном этапе обвинение и защита вправе без указания причин отвести

четырех кандидатов, что требует от прокурора и адвоката знания основ

психологии) формируется коллегия присяжных заседателей из двенадцати

основных и двух запасных. Запасные присяжные на протяжении всего процесса

участвуют в рассмотрении дела и готовы заменить основного присяжного, если

тот по какой-то причине выбывает.

Собственно процессу предшествует важная стадия предварительного

слушания дела без участия присяжных заседателей, в ходе которой судья

должен определить допустимость представленных прокурором доказательств и

исключить из дела полученные с нарушением закона. Разница в этом смысле

между судом присяжных и общим судом (с участием народных заседателей или

судьей единолично) в том, что в последнем доказательства, подлежащие

исключению из дела (судьи часто закрывают глаза на «малозначительные»

нарушения закона), все равно доводятся до сведения судей и народных

заседателей и психологически не могут не влиять на их сознание. А присяжные

ничего не знают об исключенных доказательствах.

Присяжные (и никто кроме них) решают вопрос о виновности. Даже

Кассационная палата Верховного Суда не вправе отменить вердикт присяжных,

если он вынесен без нарушения уголовно-процессуального закона. Народных

заседателей (в отличие от присяжных) закон наделил всеми правами судьи и

обязал вместе с ним не только устанавливать факты, но и решать вопросы

права, в которых они не ориентируются. Когда например, народные заседатели,

интуитивно чувствуя несправедливость, выражают несогласие с мнением судьи

(что бывает крайне редко), у него наготове беспроигрышный способ: он

предлагает им самим написать приговор, чего они сделать не в состоянии.

Поэтому роль народных заседателей свелась к киванию головой в такт решению

судьи.

Судью, который фактически единолично решает дело, можно подкупить,

запугать. В суде присяжных это бессмысленно, так как исход дела зависит не

от судьи, а от двенадцати народных представителей, каких именно, заранее

неизвестно, поэтому воздействовать на них значительно сложнее. Если все же

такая угроза существует, то закон «О судоустройстве» обязывает органы

внутренних дел немедленно по заявлению присяжного заседателя или по

собственной инициативе обеспечить безопасность присяжного и членов его

семьи, сохранность принадлежащего ему имущества.

Немаловажно и то, что труд присяжных неплохо оплачивается: за время,

проведенное в суде, они получают половину зарплаты судьи или свой средний

заработок, если он выше, за счет средств федерального бюджета.

Первый судебный процесс с участием присяжных заседателей в

постсоветской России состоялся в Саратове в декабре 1993 г. и был весьма

показательным. Следствие обвиняло братьев Мартыновых в умышленном убийстве

трех человек, совершенном из корыстных побуждений и с особой жестокостью, а

также в разбойном нападении, за что уголовный закон предусматривает

наказание до 15 лет лишения свободы или смертную казнь. Но судебное

разбирательство выявило иную картину происшедшего: убийство произошло в

ходе обоюдной драки, причем Мартыновы защищались от потерпевших, которые

ранее были многократно судимы за хулиганство. Обвинения в разбойном

нападении отпали вовсе.

Единодушный вердикт присяжных - признать Мартыновых виновными в

убийстве, совершенном при превышении пределов необходимой обороны. Судья

назначил наказание: 1,5 года лишения свободы первому и 1 год - второму.

Юристы, следившие за процессом, сошлись во мнении: если бы дело Мартыновых

слушалось в «обычном» суде, выдвинутое следствием обвинение, скорее всего,

получило бы подтверждение.[8]

Результаты работы судов присяжных в 9 регионах России оказались

обнадеживающими. Хотя процессы в среднем продолжались около 5 дней, что

почти вдвое больше среднего срока разбирательства аналогичных дел в судах с

участием народных заседателей, новые правила судопроизводства в

значительной степени способствовали устранению обвинительного уклона и

созданию действительно состязательного процесса. В начале 90-х годов

областные (краевые) суды оправдывали 0,5% подсудимых, а присяжные за

1994–1995 гг. вынесли около 15% оправдательных вердиктов. По каждому

четвертому делу присяжные признавали подсудимых виновными в менее тяжких

преступлениях по сравнению с теми, которые фигурировали в обвинительных

заключениях, подписываемых следователем и утверждаемых прокурором, а по

каждому второму признавали осужденного заслуживающим снисхождения или

особого снисхождения. Это обязывало судью снизить наказание.[9]

Любопытно, что критики суда присяжных, которые во время прохождения

закона через парламент утверждали, будто суды будут в основном оправдывать

преступников и направлять дела на дополнительное расследование,

впоследствии могли бы, ссылаясь на приведенные статистические данные,

упрекать присяжных в излишней снисходительности, но этого не произошло.

Видимо, пришло понимание того, что расправный суд и надлежащая правовая

процедура - далеко не одно и то же. Суд присяжных заставляет судей,

прокуроров и адвокатов во многом пересмотреть свои взгляды на профессию.

Прокурор больше не может рассчитывать на то, что судья - его

сподвижник по борьбе с преступностью - «не заметит» погрешностей

предварительного следствия и «вытащит дело» за прокурора. Адвокату не имеет

смысла «договариваться» с прокурором или судьей, а необходимо проявлять

профессиональное мастерство. И сам судья начинает понимать: слово «суд»

происходит не от «осудить», а от «рассудить».

. Усиление охраны прав и свобод в уголовном процессе

Личные права и свободы, именуемые также гражданскими, составляют

первооснову правового статуса человека и гражданина. Большинство из них

носят абсолютный характер, т. е. являются не только неотъемлемыми, но и не

подлежащими ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охраны этих

прав и свобод, перечисленных в ст. 20—29 Конституции РФ.

Предварительно имеет смысл ввести различия между понятиями «права человека»

и «права гражданина»[10]. Эти две категории прав обычно упоминаются в одной

«связке», однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают

из естественного права, а права гражданина — из позитивного, хотя и те и

другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они

присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами

государства, в котором живут, или нет, а отрава гражданина включают в себя

те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к

государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного

государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным

правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном

государстве. Поэтому правомерен термин "гражданские права и свободы",

синтезирующий обе группы прав и свобод.

Это право провозглашается всеми международно-правовыми актами о правах

человека и почти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое право

человека, охраняемое законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.

В мирных условиях гарантии этого права не сводятся к запрещению убийства —

это безоговорочно закрепляется Уголовным кодексом каждой страны.

Государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью, и

особенно с террористическими акциями. Гарантиями права на жизнь служат

системы здравоохранения и, в частности, предупреждения детской смертности;

охраны от несчастных случаев на производстве; профилактики дорожно-

транспортных происшествий и др.

Особое значение имеет вопрос о смертной казни. При разработке

Конституции РФ ряд общественных и религиозных организаций настаивали на

конституционном запрещении смертной казни, как это сделано в ряде стран. В

полной мере эти общедемократические соображения не были восприняты, но

перспектива отмены смертной казни в Конституции все же обозначена ("впредь

до ее отмены"). В связи со вступлением России в Совет Европы перед ней

встал вопрос об отмене смертной казни, поскольку это прямо предусмотрено

Протоколом № 6 от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и

основных свобод 1950 г. Однако в условиях роста преступности органы

государственной власти пришли к выводу о невозможности немедленной отмены

этой меры наказания и осуществлении поэтапного сокращения ее применения. В

настоящее время действует мораторий на применение смертной казни, введенный

Президентом РФ.

Достоинство человека равнозначно праву на уважение и обязанности

уважать других. Оно достигается развитием личности, осознающей свою

свободу, равенство и защищенность. Достоинство превращает человека из

объекта воздействия в активного субъекта правового государства. Это

государство дает человеку право на самооценку, на "самоопределение" и

охраняет его выбор жизненных ценностей.

Конституция РФ защищает достоинство личности, устанавливая абсолютный

принцип: "Ничто не может быть основанием для его умаления". В самом тексте

ст. 21 этот принцип дополняется запретом подвергать человека пыткам,

насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство

обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским,

научным или иным опытам. Целям защиты достоинства служат многие нормы

Конституции: право на достойную жизнь, неприкосновенность частной жизни,

защита человеком своей чести и доброго имени, запрет сбора информации о

частной жизни, запрет насильственного проникновения в жилище и др.

Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т. е. возможность

совершать любые правомерные действия. В этом праве заложено ограничение для

свободы других людей, и особенно должностных лиц, обладающих возможностью

применения принуждения к людям. В неразрывной связи с ним находится (но не

совпадает) личная неприкосновенность человека, которая распространяется на

его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто не вправе силой или угрозами

принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, обыску

или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой,

выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании,

поступать на работу и т. д.).

Новшеством российской Конституции явилось установление такой важной

гарантии свободы и личной неприкосновенности, как судебный порядок ареста,

заключения под стражу и содержания под стражей. В отличие от прежнего

порядка теперь арестованный вправе предстать перед судом и лично

протестовать против ареста, заключения под стражу и содержания под стражей.

Безусловно, это более высокая гарантия охраны личных прав, но она требует

серьезного укрепления состава судов, порядка и оперативности их

деятельности. Эта норма начинает функционировать с июля 2002 г.

Частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он

в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Это — своеобразный

суверенитет личности, означающий неприкосновенность его "среды обитания".

Презюмируется, что тайна в данном случае вовсе не прикрывает какую-то

антиобщественную или противоправную деятельность. Она отражает естественное

стремление каждого человека иметь собственный мир интимных и деловых

интересов, скрытый от чужих глаз.

Однако гражданское общество понимает, что злоупотребление тайной

частной жизни может носить антиобщественный и противоправный характер. В

этом случае общество исходит из того, что вмешательство в частную жизнь с

целью выявления противоправных действий того или иного лица должно

происходить только на основе закона при наличии веских, опять же признанных

законом, оснований для подозрения или обвинения данного лица в совершении

преступления, т. е. при возбуждении уголовного дела. Вне этого частная

жизнь неприкосновенна.

Институт неприкосновенности частной жизни включает много разнообразных

гарантий, которые содержатся в различных статьях Конституции, а специально

— в ст. 23 и 24. Это - право человека на личную и семейную тайну, на защиту

своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров,

почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Для того чтобы закрыть источники возможной информации, нежелательной

для человека, закон запрещает нарушать профессиональную тайну о личной

жизни человека, которой обладают врачи, судьи, следователи, нотариусы.

Специально охраняется тайна исповеди — священник не подлежит уголовной

ответственности за недонесение о преступлении, ставшем ему известным на

исповеди.

Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся его собственниками,

законными арендаторами или проживающие по договору найма. При этом жилищем

признается и место временного пребывания (гостиница, дом-интернат,

общежитие, пансионат). Неприкосновенность распространяется на личные вещи и

бумаги, что исключает незаконные обыски и выемки документов. Но в жилище

могут вселяться люди, имеющие на это право, — такие действия не являются

нарушением его неприкосновенности даже в случаях несогласия остальных

проживающих.

Гарантии против незаконного вторжения и обысков со стороны

правоохранительных органов — основное содержание неприкосновенности жилища,

ибо все другие случаи (со стороны отдельных лиц) — это в сущности обычные

преступления (кража, грабеж и др.). Пострадавшие от незаконного вторжения

вправе обращаться в суд с требованием возмещения ущерба и наказания

виновных должностных лиц. Нарушение неприкосновенности жилища является

преступлением.

Комплекс прав, связанных в национальностью, отражает специфику

многонациональной России, в которой живет много этнически смешанного

населения. Во многих зарубежных странах (США, Франция, ФРГ) национальность

давно утратила юридическое значение, и все граждане именуются общим словом

("американец", "француз", "немец"). Но в России принадлежность к

определенной нации до недавнего времени служила основанием дискриминации и

в то же время рассматривалась как привилегия и гордость каждого человека,

хотя большое число людей затруднялись определить свою национальность, так

как родились от смешанного брака.

Конституция России устанавливает, что каждый вправе определять и указывать

свою национальность и никто не может быть принужден к определению и

указанию своей национальности. Данные правила не влекут за собой никаких

юридических последствий, поскольку по российскому праву никто не может

пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации по

национальному признаку. Гораздо существеннее связанное с национальностью

право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения,

воспитания, обучения и творчества.

Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

принадлежит каждому, кто законно находится на территории Российской

Федерации. Следовательно, этого права лишены лица, проникшие в страну в

нарушение визового режима или законодательства о въезде. Закрепляя это

право, государство тем самым признает территорию страны принадлежащей самим

гражданам, которые в соответствии со своими интересами и без всяких

пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определять себе

место жительства.

Право на выбор места жительства составляет часть свободы

самоопределения личности. Органы государственной власти управомочены лишь

на регистрацию результата акта свободного волеизъявления гражданина при

выборе места жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может

носить разрешительного характера и служить основанием для ограничения права

гражданина на выбор места жительства.

Важное значение имеет закрепление в Конституции права каждого свободно

выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться.

Такое положение согласуется с содержащимися в п. 3 ст. 12 Международного

пакта о гражданских и политических правах и других международных актах

установлениями о праве каждого человека покидать любую страну, включая свою

собственную, и об отсутствии у него какой-либо обязанности возвращаться в

эту страну.

Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в

соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и

быть атеистом, т. е. не верить в Бога. Свобода вероисповедания означает

право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление

культов и обрядов в соответствии с этим учением. Конституция РФ

провозглашает: "Каждому гарантируется свобода совести, свобода

вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с

другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь

и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии

с ними" (ст. 28).

Содержание свободы слова весьма широкое. Это не только право говорить все

что угодно, но и сумма убеждений, мнений, идей, выраженных как устно, так и

печатно, в произведениях изобразительного искусства, научных исследованиях,

художественной литературе и музыке.

Признание свободы слова требует и признания возможности ее ограничения — не

только этического и культурного, но и юридического. Поэтому в Международном

пакте о гражданских и политических правах прямо устанавливается

необходимость на основе закона ограничить свободу слова для охраны

государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и

нравственности населения.

Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она сразу же

устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие

социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного

или языкового превосходства. Это целая программа негативного отношения к

идеям, способным взорвать здание общественного согласия.

5. Развитие и совершенствование принципов уголовного судопроизводства.

Судопроизводство координирует все этапы работ - от проектирования до

практической реализации решений, позволяет обеспечить оперативность и

гибкость в принятии решений, является одним из важнейших звеньев, от

которых зависит конечный результат управленческой деятельности.

Процесс управления включает следующие основные типовые

документируемые операции: сбор и обработку документной информации;

подготовку решения; принятие и документирование решения; доведение решений

до исполнителей; исполнение решения; контроль исполнения; сбор информации

об исполнении; передачу информации по вертикальным и горизонтальным связям;

хранение и поиск информации.

Аппарат управления реализует свои функции главным образом

посредством универсальных и полномочных организационно-распорядительных

документов, создаваемых и циркулирующих вне зависимости от специфики

деятельности во всех отраслях народного хозяйства и государственного

управления.

Разновидности документации, с которой производится работа при

делопроизводстве: организационная и распорядительная. Они выделяются по

своей информационной природе в зависимости от функций государственного

органа, учреждения, который обслуживает делопроизводство.

В судебном делопроизводстве также используется ряд разнообразных по

содержанию документов, таких, как исковые заявления, процессуальные и

организационно-распорядительные документы судебного производства, документы

исполнительного производства, материалы, собранные в период досудебной

подготовки, протоколы.

Органы государственной власти и государственного управления РФ, все

учреждения, организации и предприятия отражают свою деятельность в

распорядительных документах. Они классифицируются в соответствии с

положениями о государственных органах.

К распорядительным документам, отражающим административно-

управленческую деятельность учреждений, относятся: постановления,

решения, распоряжения, уставы, положения, приказы, инструкции, протоколы,

докладные и объяснительные записки, акты, отчёты и др.

Постановление - правовой акт, принимаемый высшими и некоторыми

центральными органами коллегиального управления в целях разрешения

наиболее важных и принципиальных задач, стоящи перед данными органами, и

установления стабильных норм правил поведения.

Решение как распорядительный документ является правовым актом,

принимаемым различными исполнительными комитетами. Решения оформляют

также результаты деятельности коллегий министерств и ведомств, научных

советов и т.п.

Распоряжение - акт управления государственного органа, имеющий

властный характер, изданный в рамках присвоения должностному лицу,

государственному органу компетенции, имеющий обязательную силу для граждан

и организаций, которым распоряжение адресовано. Распоряжения являются

подзаконными актами и делятся на две группы: распоряжение общего,

длительного действия и распоряжения, касающиеся конкретного узкого вопроса,

разового случая.

Приказ издается для решения основных оперативных задач, стоящих перед

данным органом. По юридической природе приказ может быть нормативным актом

управления, содержащим нормы права, регулирующие определенные сферы

общественных отношений, и актом применения норм права (например, о

назначении на должность).

Приказ является самым распространенным видом распорядительного

документа, применяемого в практике управления. Он издается по вопросам

создания, ликвидации, реорганизации учреждений или их структурных частей;

утверждения положения, инструкций, правил и т. п. документов, требующих

утверждения; по всем вопросам внутренней жизни учреждения, организации,

предприятия, а также по кадровым вопросам приема, перемещения, увольнения

работников и т.д. Посредством приказа руководитель ставить основные задачи

перед работниками, указывает пути решения принципиальных вопросов. Приказ

обязателен для всех работников данной организации или отрасли. В отдельных

случаях приказ может касаться широкого круга организаций и должностных лиц

независимо от их подчиненности. Все распорядительные документы должны

строго соответствовать закону, ни один из них не может содержать положений,

противоречащих закону.

Работа с документацией должна организовываться по следующей схеме:

Поступившие документы проходят первичную обработку, предварительное

рассмотрение, регистрацию, рассмотрение руководством. После этого входящие

документы передаются конкретным исполнителям. Служба документационного

обеспечения управления (ДОУ) должна принимать к обработке только правильно

оформленные документы, имеющие юридическую силу и присланные в полном

комплекте ( при наличии приложений). В противном случае присланные

документы возвращаются автору с соответствующим сопроводительным письмом,

где указываются причины возврата. Исходящие документы должны обрабатываться

и отправляться в день регистрации. Внутренние документы передаются

исполнителям под расписку в регистрационной форме.

Служба ДОУ должна систематически вести учет количества обрабатываемых

документов, включая все их виды и размноженные экземпляры. Результаты учета

документооборота обобщаются службой ДОУ и доводятся до сведения

руководителя учреждения для выработки мер по совершенствованию работы с

документами.

Регистрации подлежат все документы, требующие учета, исполнения и

дальнейшего использования. Регистрация документов - фиксация факта создания

или поступления документа путем проставления на нем индекса с последующей

записью необходимых сведений о документе в регистрационных формах.

Регистрируются входящие, исходящие и внутренние документы.

Регистрация документов должна быть только однократной. Поступающие

документы регистрируются в день поступления, отправляемые и внутренние - в

день подписания или утверждения.

При регистрации документы делятся на несколько групп, каждая из которых

регистрируется отдельно.

Для обеспечения правильного формирования и учета документации должна

составляться номенклатура дел, систематизированный перечень заголовков дел

с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке. В

номенклатуру дел включаются все документы, образующиеся в деятельности

учреждения.

Процесс делопроизводства состоит из операции сбора исходной

информации, изготовления документа (подготовки текстовых, цифровых данных и

печатания их на бланке), придания документу юридической силы. Все эти

операции могут быть автоматизированы. Широкое распространение в

документообороте получают документы, ориентированные на обработку

средствами вычислительной техники и создаваемые средствами ВТ на бумажном и

машинном носителях. Рационализация формы и содержания документов на

бумажном носителях с последующим их вводом в базу данных ЭВМ фиксацией на

машинный носитель или отображением на экране видеотерминала осуществляется

в процессе унификации.

В качестве одного из средств регулирования документопотоков выступают

документные государственные стандарты, классификаторы и унифицированные

системы документации. Эти и другие нормативы признаны стабилизировать

документооборот в стране, создать оптимальную технологию ведения

делопроизводства.

Унификация документов направлена на их сокращение и приведение к

единообразию (имеется в виду единообразное размещение показателей на

формах, а также обеспечение сопоставимости информации во взаимосвязанных

документах). Сокращение достигается путем исключения документов, не имеющих

существенного значения, и дублируемых показателей.

Унификация форм документов осуществляется на основе единой

графической модели их построения-формуляра-образца.

С 1987 г. Введен ГОСТ 6.10.5-87, который может рассматриваться как

основа для проектирования формуляров-образцов на единых методологических

принципах.

Унификация формы и содержания документов проводится уже много

десятилетий с целью совершенствования процессов управления и технологии их

выполнения управленческим аппаратом. Как общегосударственная проблема

унификация документов осуществляется с 1971г.

Итогом этой работы стало то, что подготовка основных видов служебных

документов в основном аналогична. Она представляет собой достаточно сложный

процесс, имеющий различия в конечной стадии оформления документов,

отражающих результат коллегиальной деятельности (постановления и решения) и

единоналичие (приказ, распоряжение).

Эти документы – исковые заявления, жалобы, определения о работе с

заявлениями (отказ о принятии заявления, оставление заявления без движения,

принятие зявления, о подготовке дела к судебному разбирательству, о

принятии дела к производству суда и т.д.), извещения, резолютивная часть

решения суда, протоколы судебных заседаний, частные определения и т.д.

Рассмотрим требования, которые предъявляются к ряду этих документов.

В целом же текст служебных документов документов содержит введение в

существо вопроса, дается пересказ акта вышестоящего органа, во исполнение

которого издается данный документ. В этом случае приводится вид акта, его

автор, полное название (заголовок), номер и дата, т. е. приводятся все

поисковые (ссылочные) данные. Эта часть необязательна, она может и

отсутствовать, если нет необходимости давать разъяснения.

Основную нагрузку несет распорядительная часть, которая излагается в

повелительной форме. Вид распорядительного документа предопределяет и

характер изложения его текста. Слова «постановляет», «решает» («решил»),

«предлагаю», «приказываю» печатаются прописными буквами или строчными в

разрядку т.е. они зрительно выделяются и таким образом отделяют

констатирующую часть документа от распорядительной. Располагаются эти слова

с отдельными строки от нулевого положения табулятора. В постановлениях и

решениях перед словами «постановляет» и «решает» указываются название

коллегиального органа.

Затем с новой строки абзаца следует текст постановляющей части. К

формулировкам этой части документа представляются особенно жесткие

требования. Они должны быть конкретными, не противоречить по смыслу ранее

изданным ранее документам, четкими, ясными, не допускающими различных

толкований.

Если распорядительная часть предполагает различные по характеру

действия и нескольких исполнителей, она делиться на пункты, которые

нумеруются арабскими цифрами. В каждом пункте указываются исполнитель

(организация, структурное подразделение, конкретное должностное лицо,

например, в приказах), предписываемое действие в срок исполнения.

Исполнитель указывается в детальном падеже, можно указывать и обобщенно.

Следует учитывать время доведения информации до-конкретных

исполнителей. Распорядительный документ может иметь общий для всех пунктов

исполнительный срок. Однако чаще срок исполнения устанавливается для

каждого задания в отдельности. В конце текста распорядительного документа

помещается перечень документов, утративши силу или подлежащих изменению с

изданием данного акта. Последним пунктом в приказах, решениях, распоряжения

указывается лицо на которое возлагается контроль за исполнением документа.

Распорядительные документы могут иметь приложения, указания на которые

даются в соответствующих пунктах текста.

Текст документа должен иметь заголовок. Для ряда типовых ситуаций,

разработаны унифицированные формы документов, в которых предопределен не

только состав, но и порядок расположения информации. Унифицированную форму

имеют также кадровые приказы по приему на работу, перемещению, переводу на

другую работу, освобождению от должности, вынесению поощрений, наложению

дисциплинарных взысканий, изменению фамилий.

Подготовив текст документа, приступают к его оформлению,

Документы оформляются на общем бланке, формат А4. В состав реквизитов

входят: Герб РФ, союзной или автономной республики, наименование ведомства,

наименования учреждения, название вида документа, дата, индекс (номер),

место составления, заголовок, текст, подпись (подписи), отметки о

согласовании.

Завершающим этапом работы является согласование и подписание

документов. Согласование осуществляется путем визирования при постановления

грифа согласования. Так, проект приказа, решения, распоряжения визируется

составителем проекта и руководителем структурного подразделения, вносящего

проект, всеми указанными в проекте исполнителями, должностными лицами,

ответственными за исполнение документа в целом, юрисконсультантом.

Характеристика и требования к оформлению приказов по личному составу.

Одной из наиболее важных функций кадровой службы является документирование

трудовых правоотношений. В состав документации, оформляемой в кадровой

службе, входят документы различного функционального назначения: первичные

учетные, распорядительные (приказ), личные (трудовая книжка), по

социальному обеспечению (пенсионные) и т.д. Обязательное ведение кадровой

документации предусмотрено соответствующими общегосударственными

законодательными и нормативными актами: Кодексом законов о труде Российской

Федерации (КЗоТ), Инструкцией по ведению трудовых книжек и др.

К распорядительной документации относятся приказы по личному составу.

Они оформляются и ведутся строго отдельно от приказов по основной

деятельности, но вместе с тем обе разновидности приказов оформляются на

одинаковых бланках. Каждый пункт приказа по личному составу должен быть

сформулирован в строгом соответствии с требованиями КЗоТ. Постоянной

информацией для любого кадрового приказа является указание

распорядительного действия (уволить, перевести), фамилии и инициалов

работника (имени и отчества полностью - при приеме на работу), должности и

структурного подразделения (если предприятие имеет структурные

подразделения), даты вступления в силу данного пункта приказа (если она не

совпадает с датой регистрации приказа). Наличие других сведений в пунктах

приказа по личному составу определяется спецификой распорядительного

действия. Обычно же текст состоит из двух частей: констатирующей и

распорядительной, но тексты большинства приказов по личному составу не

имеют констатирующей части и глагола «Приказываю», и сразу начинаются с

распорядительного действия: принять, назначить, перевести, уволить,

изменить фамилию, предоставить отпуск, командировать и т.д.

Распорядительная часть содержит предписываемые действия, фамилии

должностных лиц, ответственных за их выполнение и сроки исполнения. Она,

как правило, делится на пункты, которые нумеруются арабскими цифрами с

точками. Каждый пункт распорядительной части начинается с указания

конкретного действия, выраженного глаголом в неопределенной форме, далее в

пункте указываются исполнители /должностное лицо или структурное

подразделение/ и срок исполнения. Последний пункт приказа содержит указание

о должностном лице, ответственном за исполнение приказа в целом. Отдельные

задания /например, задание, содержащее цифровые данные/, могут быть

оформлены в виде приложения к приказу со ссылкой на них в соответствующих

пунктах приказа, что указывается на первом листе приложения в правом

верхнем углу.

Если приложений несколько, каждое из них нумеруется. Знак "№" перед

цифровым обозначением не ставится. Страницы приказа и приложений нумеруются

как единый документ. Различают простые (индивидуальные) и сложные (сводные)

приказы по личному составу. В индивидуальных содержится информация только

об одном сотруднике, в сводных - о нескольких сотрудниках независимо от

того, под какие управленческие действия они подпадают (прием, перевод,

увольнение, изменение фамилии и др.). При составлении сводных приказов

следует учитывать, что один документ не должен содержать информацию с

разными сроками хранения. Поэтому рекомендуется выделять приказы о

предоставлении отпусков и командировании сотрудников, которые имеют краткий

(3 года) срок хранения в отличие от других кадровых приказов, хранящихся 75

лет. В индивидуальном порядке оформляют, как правило, приказы о поощрениях

и взысканиях, учитывая их специфическую воспитательную роль.

Приказы по личному составу обязательно регистрируются (отдельно от

приказов по основной деятельности). В качестве регистрационной формы

используют книгу (журнал) регистрации (при сравнительно небольшом

количестве кадровых приказов, издаваемых в течение календарного года) или

регистрационные карточки (при больших массивах приказов для удобства

справочно-поисковой работы). В регистрационной форме указываются: дата и

номер приказа, содержание, кем подписан приказ.

Приказ вступает в силу с момента его подписания, если в его тексте не

указано другого срока. С учетом различий в сроках хранения приказов по

личному составу рекомендуется индексировать (нумеровать) их по следующему

правилу:

К порядковому номеру кадрового приказа добавляется буквенное

обозначение, чтобы отличить его по номеру от приказа по основной

деятельности. Целесообразно ввести разные буквенные обозначения для разных

по содержанию кадровых приказов, например: № 28-к - приказ о движении

кадров (прием, перевод, увольнение, изменения кадровой информации), № 12-

км - о командировании, № 45-о - об отпуске, № 32-п - о поощрении.

Информация, содержащаяся в приказах по личному составу (сведения о

работе и поощрениях), фиксируется в трудовых книжках работников.

Подготовка дел к архивному хранению. Сроки хранения документов в

архиве. Документы учреждения, отложившиеся в делопроизводстве, в дальнейшем

либо остаются на длительное архивное хранение, либо хранятся краткие сроки

и затем выделяются к уничтожению. Отбор документов на хранение или

уничтожение является результатом проведения экспертизы ценности документов.

Работу по организации и проведению экспертизы ценности документов должна

проводить постоянно действующая экспертная комиссия учреждения, которая в

своей деятельности руководствуется Положением об Архивном фонде Российской

Федерации. Основными правилами работы, ведомственных архивов, типовыми

перечнями документов с указанием сроков хранения, положением об экспертной

комиссии, номенклатурой дел учреждения.

Экспертиза ценности документов постоянного и временного сроков

хранения должна проводиться ежегодно. Отбор документов постоянного хранения

проводится на основании номенклатуры дел учреждения с обязательным

полистным просмотром дел. При полистном просмотре дел постоянного хранения

подлежат изъятию дублирующие экземпляры документов, черновики,

неоформленные копии документов и документы с временными сроками хранения.

Одновременно проводится и отбор документов и дел временного (до 10 лет)

хранения с истекшими сроками хранения. По результатам экспертизы ценности

документов составляются описи дел постоянного, временного (свыше 10 лет)

хранения и по личному составу, а также акты о выделении дел к уничтожению.

Формы описей и акта унифицированы. Дела включаются в акт об уничтожении,

если предусмотренный для них срок хранения истек к 1 января того года, в

котором составлен акт. Например, дела с трехлетним сроком хранения,

законченные делопроизводством в 1995 году, могут быть включены в акт,

который будет составлен не ранее 1 января 1998 года. Дела могут быть

уничтожены только после того, как описи на дела постоянного хранения за

соответствующий период утверждены и переданы в ведомственный архив

предприятия. Описи дел постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по

личному составу, а также акты о выделении дел к уничтожению рассматриваются

на заседании экспертной комиссии учреждения и согласовываются с

ведомственным архивом. Законченные делопроизводством дела постоянного,

временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу после окончания

календарного года, в котором они заведены, для подготовки к передаче в

ведомственный архив, подлежат оформлению и описанию. Оформление дел

производится лицом, ответственным за работу с документами. Полное или

частичное оформление дел производится в зависимости от сроков хранения

документов. Дела постоянного хранения подлежат полному оформлению, дела

временного хранения - частичному. Полное оформление предусматривает:

подшивку или переплет дела (на 4 прокола в твердую обложку из картона);

нумерацию листов в деле (черным графитным карандашом в верхнем правом углу

арабскими цифрами); составление для наиболее ценных дел внутренней описи

документов дела; составление заверительной надписи дела; внесение

необходимых уточнений в реквизиты обложки дела (уточнение названия

структурного подразделения, если оно менялось, делопроизводственного

индекса, заголовка дела, даты и др.). Внутренняя опись документов дела

составляется для учета документов определенных категорий дел постоянного и

временного (свыше 10 лет) хранения, что вызывается спецификой данной

документации (приказы по основной деятельности предприятия, личные, дела,

дела на авторские свидетельства). Внутреннюю опись документов дела

необходимо также составлять в делах постоянного и временного (свыше 10 лет)

хранения, сформированных по разновидностям документов, заголовки которых не

раскрывают конкретное содержание документов. На обложке дела постоянного,

временного (свыше 10 лет) хранения указываются: наименование организации-

учредителя, наименование учреждения, наименование структурного

подразделения, индекс дела, номер дела (тома, части), заголовок дела,

аннотация к документам дела (для дел постоянного хранения, содержащих особо

ценные документы), дата, количество листов, срок хранения дела. С целью

систематизации и закрепления перечня заголовков дел внутри фонда и учета

составляется опись дел. Опись является учетным документом и основным видом

научно-справочного аппарата к документам, обеспечивающим их оперативный

поиск. Описи составляются как на дела постоянного хранения, так и

временного (свыше 10 лет). Опись составляется в трех экземплярах: один

передается вместе с делами в ведомственный архив, второй - прилагается в

качестве основания к протоколу заседания экспертной комиссии, третий -

остается в качестве контрольного экземпляра в аппарате учреждения.

На дела постоянного, долговременного сроков хранения и по личному

составу составляются отдельные описи. Дела временного хранения (до 10 лет

включительно) подлежат частичному оформлению: дела допускается хранить в

скоросшивателях, листы не нумеровать, заверительные надписи не составлять,

не проводить пересистематизацию документов в деле, располагая их в прямом

(вместо обратного) хронологическом порядке. В ведомственный архив вместе с

делами передаются регистрационные карточки на документы по согласованию с

архивом.

6. Использованная литература.

1. Конституция РФ 1993г.

2. Декларация прав человека и гражданина от 22.11.1991. // Сов.

Государство и право. 1992. №2.

3. Байтин М.И.// Вестник СГАП. 1995. №2.

4. Бойцова В.И.// Правоведение. 1991. №3.

5. Власенко Н.А.// Сов. Государство и право. 1990. №12.

6. Воротилин Е.А.// Политология: курс лекций. М. – 1993.

7. Демидов А.И. // Правоведение. 1995. №3.

8. Кистяковский Б.А.// Вопросы философии. 1996. №6.

9. Козулин А.И. // Государство и право. 1994. №2.

10. Малько А.В. // Теория политики. Саратов. 1994.

11. Малько А.В. // Правоведение. 1997. №3.

12. Мартышкин О.В. //Государство и право. 1996. №5.

13. Матузов Н.И. Право и мораль в их взаимодействии. Саратов. 1969.

14. Матузов Н.И. Право в системе социальных норм // Правоведение.

1996. №2.

15. Неволин К.А. Энциклопедия законоведения. СПб. 1997.

16. Нормы советского права. / Под редакцией М.И. Байтина, В.К.

Бабаева. Саратов, 1987.

17. Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские основания общей теории.

М. 1985.

18. Сенякин И.Н. Специальные нормы советского права. Саратов. 1987.

-----------------------

[1] Учебник уголовного процесса. Кобликов А.С., Дроздов Г.В. – М.: Фирма

«СПАРК», 1995 .

[2] Уголовно-процессуальное право: Учебник / Под общ. ред. проф. П.А.

Лупинской. — М.: Юристъ, 1997.

[3] В Великобритании подобный закон был принят в XVII веке

[4] Социально экономические проблемы России. Справочник. М.: Фипер, 1999.

С.39.

[5] Там же. С. 41

[6] См.: Основы государства и права / Под. ред. академика О.Е. Кутафина. –

М.: Юристъ, 2001. С. 97-104

[7] Ведомости ВС. 1991. № 28. Ст. 976; 1993. № 33. Ст. 1313.

[8] Социально экономические проблемы России. Справочник. М.: Фипер, 1999.

С.44.

[9] Там же

[10] См., напр.: Гусев А.Д. О правах человека и гражданина // Социально-

гуманитарные знания. – 2000. - № 3. – С. 79-89.


No Image
No Image No Image No Image


No Image
Все права защищены © 2010
No Image